Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Наиболее рисковых ждет постконтроль

Таможенные органы намерены в будущем осуществлять категорирование участников ВЭД исходя из потенциальных рисков нарушения таможенного законодательства. В зависимости от результатов категорирования при таможенном контроле товаров, перемещаемых участниками ВЭД, как до, так и после их выпуска будет применяться дифференцированный подход.

В отношении товаров, перемещаемых через границу участниками ВЭД, которые имеют высокие риски, таможенный контроль усилят. Об этом в интервью журналу «Таможня» сообщил начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ) Валерий Селезнев.

Данное управление появилось в структуре центрального аппарата ФТС России 1 февраля 2012 года в соответствии с приказом от 11.01.2012 № 11. В пределах утвержденной компетенции на него возложено обеспечение контроля за соблюдением проверяемыми лицами таможенного законодательства Таможенного союза (ТС) и Российской Федерации; соблюдение прав и законных интересов лиц и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу ТС; выявление, предупреждение и пресечение при проведении таможенного контроля после выпуска товаров административных правонарушений и выявление признаков преступлений; обеспечение защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр объектов интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что 1 августа 2012 года вступила в силу утвержденная приказом ФТС России от 06.07.2012 № 1373 Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки. Она включает в себя не только положения, касающиеся организации и проведения таможенных проверок, но и особенности действий должностных лиц при принятии решений в области таможенного дела по результатам таможенной проверки в зависимости от вопросов проверочных мероприятий.

Руководитель управления уточнил, что при категорировании будут учитываться результаты анализа, показатели деятельности конкретных участников ВЭД, работающих в том или ином секторе рынка, а также данные по обороту на внутреннем рынке ввозимых ими товаров; сведения, представляемые ФНС России и иными контролирующими органами. При выявлении признаков, указывающих на возможные налоговые нарушения, таможенные органы будут инициировать налоговые проверки.

В то же время таможенный контроль при декларировании товаров, перемещаемых участниками ВЭД, имеющими низкие риски, будет упрощен. Как считает начальник ГУТКПВТ, это позволит таким участникам ВЭД оптимизировать затраты по таможенной очистке грузов. Предполагается, что указанные меры поспособствуют созданию условий, когда незаконное перемещение товаров через границу и их дальнейшее обращение внутри страны станет экономически нецелесообразным.

Следует отметить, что в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» развитие таможенного контроля после выпуска товаров определено в качестве одного из приоритетных направлений деятельности ФТС России. Стратегия предполагает создание системы непрерывного контроля от подачи предварительной информации и декларации на товары до осуществления таможенного контроля после выпуска.

Валерий Селезнев пояснил, что для достижения поставленной перед его управлением цели «необходимо реализовать комплексный субъектно-ориентированный подход, построенный по отраслевому принципу. Эта задача должна решаться поэтапно, начиная с наиболее важных секторов рынка». Сегодня речь идет о создании единого механизма таможенного контроля товаров и на этапе таможенного декларирования, и после выпуска. Внимание в первую очередь будет уделено автоматизации процессов (функций) таможенного контроля для обеспечения доступа в режиме реального времени ко всей необходимой информации из ресурсов Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов и из ресурсов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Создание такого механизма позволит на основе результатов системы управления рисками (СУР) и категорирования участников ВЭД сместить акцент таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров. Создание ТС, активная интеграция входящих в него стран в мировое сообщество и переход на международные нормы и стандарты, уточнил начальник управления, требуют от таможенных органов трех государств развития взаимной административной помощи, унификации подходов, а также принятия мер по повышению эффективности системы таможенного контроля после выпуска товаров.

Сейчас специалисты активно работают над совершенствованием таможенного законодательства ТС в части внесения изменений, направленных на дальнейшую унификацию положений, регламентирующих проведение таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах ТС.

Так, в 2013 году планируется подготовить проекты федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в статью 100 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Они позволят регламентировать предоставление лицам, приобретающим выпущенные таможенными органами РФ иностранные товары, доступа к имеющимся у таможенных органов сведениям об их выпуске.

Кроме того, для совершенствования оформления результатов таможенной проверки и принятия решений по ее результатам, а также уточнения отдельных вопросов, касающихся таможенного контроля после выпуска товаров, изменения должны быть внесены в статьи 167, 178 и 179 указанного выше закона. В этом году также планируется издать ряд приказов ФТС России по вопросам таможенного контроля после выпуска товаров в части совершенствования порядка организации и проведения таможенной проверки.

Сегодня для выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, как уточнил Валерий Селезнев, используется целый ряд источников информации. Это база данных деклараций на товары, сведения, представляемые ФНС России, результаты проверочных мероприятий, данные сопоставительной статистики внешней торговли РФ с иными странами. Сюда также следует отнести базу данных валютного контроля, сведения Роспотребнадзора о выданных сертификатах соответствия и санитарно-эпидемиологических заключениях, сведения, содержащиеся в открытых источниках, в том числе в Интернете, и другую информацию. Получаемые сведения предполагается использовать при формировании базы данных результатов категорирования участников ВЭД.

В связи с многообразием поступающих из различных источников данных встает вопрос о необходимости объединения отдельных информационных ресурсов в рамках единой информационно-аналитической подсистемы, позволяющей комплексно решать задачи анализа информации в целях выбора объектов и планирования таможенных проверок, исходя из перспективных направлений проверочной деятельности. Начальник ГУТКПВТ сообщил, что работа по этому направлению энергично ведется и завершится она в 2014 году.

Уже подготовлены технические требования по модернизации КПС «Постконтроль». После нее специалисты рассчитывают на введение на всех уровнях системы таможенных органов единой базы данных проверочных мероприятий. Также произойдет оптимизация выбора объектов для проверок с использованием результатов СУР и информации из аналитических программных средств. Будет обеспечено хранение детализированной информации о проверках при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, мониторинг и анализ показателей декларирования, имеющихся у участников ВЭД.

После внедрения КПС «Постконтроль» за счет интеграции в общий процесс проверочной деятельности подразделений, проводящих таможенный контроль после выпуска, будут автоматизированы функции планирования, учета и контроля проверочной деятельности подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров. Это позволит исключить дублирование проверочных мероприятий и поможет автоматически выявлять признаки отнесения участника ВЭД к крупным налогоплательщикам, организациям, отнесенным ФНС России к фирмам-«однодневкам», организациям, имеющим высокие риски нарушения законодательства.

При этом появится возможность учитывать сведения об установленных схемах нарушений таможенного законодательства, способах их выявления и особенностях формирования доказательной базы с реализацией обобщения накопленной информации. Кроме того, уточнил Валерий Селезнев, «в рамках совершенствования и развития аналитической работы с целью автоматизации процесса выбора объектов проверочной деятельности ведется рассылка в таможенные органы базы данных «Карты результативных проверочных мероприятий».

Она содержит изложенную в сжатой форме информацию об объектах и методологии организации и проведения проверочного мероприятия после выпуска товаров. Эта база данных дает более полную информацию о нарушениях участника ВЭД и предоставляет технологии их выявления подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров. Можно не сомневаться, что она станет важным инструментом, формируемым подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в рамках СУР».

Как сообщил представитель ФТС России, на июнь 2013 года запланирована разработка методических рекомендаций по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов аудита. Таможенное ведомство совместно с федеральными органами исполнительной власти уже разработало и согласовало соответствующие технологические карты межведомственного взаимодействия. Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия в регионах созданы координационные советы по взаимодействию таможенных и налоговых органов. На их заседаниях рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в рамках администрирования налога на добавленную стоимость, при проведении проверочных мероприятий по контролю соблюдения валютного законодательства.

Также намечены пути взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами. Их цель - выявление различных схем уклонения от уплаты таможенных платежей, в том числе с использованием фирм-«однодневок». Такую проблему, убежден Валерий Селезнев, нельзя решить в одиночку. В 2013 году также будет продолжена работа по совершенствованию взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при организации и проведении таможенных проверок.

Продолжится работа по развитию взаимодействия государств - членов ТС при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Сегодня оно осуществляется в соответствии с Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов ТС. Оно предусматривает обмен информацией, в том числе на основании запросов, а также выполнение таможенным органом государства – члена ТС поручений партнеров по Союзу о проведении таможенного контроля.

С октября 2011 года при Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов ТС действует рабочая группа по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров. Входящие в нее специалисты вырабатывают предложения о совершенствовании таможенного законодательства ТС, обсуждают вопросы, касающиеся таможенного контроля после выпуска товаров. Они предложили унифицировать сроки его проведения, предусмотренные статьей 99 ТК ТС. Дело в том, что в государствах - членах ТС они различаются. В Казахстане, например, он составляет пять лет.

Сегодня таможенные службы трех государств обмениваются информацией обо всех нарушениях, выявленных при проведении таможенных проверок после выпуска товаров. Она активно используется при выборе объектов таможенного контроля путем поиска по базе таможенных деклараций товаров с признаками аналогичных нарушений. К числу основных целей и задач рабочей группы относится координация проведения таможенными органами государств - членов ТС таможенного контроля после выпуска товаров в отношении согласованных объектов. В будущем это позволит таможенным органам государств - членов ТС проводить скоординированные проверки.

Валерий Селезнев отметил, что сейчас до 85% проверок проводится на основании признаков нарушения таможенного законодательства, выявленных при проведении аналитической работы и содержащихся в информации и сведениях, представленных подразделениями таможенных органов, другими государственными контролирующими органами, в том числе правоохранительными, а также участниками ВЭД, организациями и физическими лицами. При проведении таких проверок осуществляется контроль достоверности декларирования таможенной стоимости, кода товара по ТН ВЭД ТС, страны происхождения. Также проверяется соблюдение запретов и ограничений, правильность исчисления и уплаты таможенных платежей и контроля при обороте товаров.

К профилактическим мероприятиям относятся проверки участников ВЭД, отнесенных к категории низкого риска (крупные производственные предприятия, в том числе осуществляющие промышленную сборку автотранспортных средств, предприятия рыбной промышленности). На долю проверки условий пользования и распоряжения товарами, в том числе условно выпущенными, и уполномоченных экономических операторов приходится 15,3%.

Валерий Селезнев считает, что решение поставленных перед ФТС России задач по сокращению сроков совершения таможенных операций при декларировании товаров и смещению акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров в конечном итоге приведет к росту числа участников ВЭД, в отношении которых необходимо проводить профилактические проверки, прежде всего за счет увеличения перечня компаний, отнесенных к категории низкого риска нарушения таможенного законодательства. Задача управления - разработать методологическую базу для проведения таких проверок.

Чтобы повысить их результативность, нужно совершенствовать нормативное правовое регулирование таможенного контроля после выпуска, создать его методологическую базу на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности. Действенным механизмом администрирования этой работы является установление для таможенных органов контрольных показателей эффективности деятельности в части проведения таможенного контроля после выпуска товаров, которые предстоит определить.

Кроме того, уточнил начальник ГУТКПВТ, важно создать информационную базу таможенного контроля после выпуска товаров. Она позволит принимать обоснованные решения о планировании таможенных проверок и об эффективном выборе объектов.

По материалам журнала «Таможня»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 7 мая 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog