Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

НАДЕЖНОЕ И ДОСТУПНОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

страхование в логистике

ДАНИИЛ РЫБАЛКО

Общероссийская общественная организация "Деловая Россия",

руководитель Рабочей группы FTL

Отраслевого отделения по логистике

страхование и логистика

РОМАН ЮНИКОВ

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»,

эксперт Рабочей группы FTL

Отраслевого отделения по логистике

Вопросом обеспечения безопасности грузов задается любая компания, участвующая в цепи поставки товаров. Стихийным событиям либо противоправным действиям может быть подвержен любой груз на любом этапе транспортировки.

Статистика произошедших с участием грузовых транспортных средств ДТП и количество преступлений в отношении грузоперевозчиков не оставляют сомнений в необходимости внедрения технологий экономической и информационной безопасности. Так, по данным одного из ведущих российских логистических операторов, на каждую тысячу автоперевозок в месяц приходится около двух попыток мошеннического завладения грузом, которые удается предупредить благодаря используемым системам идентификации и проверки документации и регистрационных сведений. К сожалению, ни одна известная на данный момент система не в состоянии обеспечить абсолютную неуязвимость грузоперевозок. Ярким тому примером может служить серия хищений грузов, произошедших в минувшем году и квалифицированных как пропажа без вести, а результатом неоднократных нападений на грузовые автомобили, произошедших в различных регионах России, становился ущерб, возместить который было невозможно, несмотря на раскрытие данных преступлений.

В связи с этим комплекс предпринимаемых для обеспечения безопасности грузоперевозок мер обычно включает страхование в качестве способа защиты от транзитных рисков, лежащих как вне зоны контроля участника логистического процесса, так и частично либо полностью относящихся к его ответственности.

При этом страхование может оказаться единственным вариантом решения в ситуациях, когда логистическая компания остается один на один с последствиями событий, способных нанести ей не только значительный материальный ущерб, но и серьезно навредить взаимоотношениям с клиентами, партнерами и подрядчиками или поставщиками, поставив под вопрос нормальное функционирование предприятия или его репутацию.

Наряду с преимуществами, получаемыми от страхования, участники логистического рынка сталкиваются с задачами выбора соответствующего потребностям логистического оператора страхового продукта и выработки со страховыми компаниями взаимоприемлемых условий сотрудничества. Последние должны учитывать не только характер грузов, способы и маршруты их транспортировки и другую специфику перевозок, но и законодательные ограничения в отношении отдельных видов страхования, а также особенности положений правил страхования, которыми руководствуются страховщики. Предлагаемые в настоящее время виды страхования — страхование гражданской ответственности перевозчика (экспедитора) и страхование грузов — наряду с очевидными преимуществами не отличаются универсальностью ввиду присущих каждому из них недостатков.

Удобное по технологии оформления и администрирования страхование ответственности перевозчиков (экспедиторов)имеет достаточно узкое страховое покрытие, что не позволяет обеспечить требуемый объем защиты. Так, риск утраты груза в результате мошеннических действий со стороны третьих лицу не включается в страховое покрытие страхования ответственности перевозчика (экспедитора). кроме того, данный вид страхования не может служить абсолютной гарантией получения страхового возмещения ввиду своей недостаточной легитимности, так как действующим законодательством РФ окончательно не урегулирован вопрос отнесения гражданской ответственности перевозчиков (экспедиторов) к страхуемым видам ответственности по договору в соответствии с пунктом 1 статьи 932 Гк РФ.

Страхование груза традиционно имеет значительно более широкое покрытие, а также четко регламентированную законодательную основу и правоприменительную практику. Однако стоимость и объем трудозатрат, необходимых для полноценного оформления данного вида страхования, не всегда отвечают возможностям логистических операторов, особенно в условиях массовых и разнообразных грузопотоков.

Поэтому логистической компании необходимо уделять тщательное внимание анализу установленных страховщиком правил страхования, а также установлению порядка обмена информацией со страховой компанией и формированию приемлемых ценовых условий.

Особую сложность могут представлять вопросы взаимодействия между сторонами, вовлеченными в процесс урегулирования убытков, когда логистический оператор сталкивается с проблемами предоставления требуемого пакета документов в страховую компанию, получения от государственных и иных инстанций справочной или подтверждающей документации и т.п.

Отдельным, подчас, на первый взгляд, неразрешимым затруднением, может стать предоставление подтверждений для признания страховой компанией случая страховым или процедура возбуждения и квалификации уполномоченными органами дел об административных либо уголовных правонарушениях.

Как правило, актуальность таких проблем приобретает остроту после утраты груза или получения убытка, хотя указанные ситуации можно исключить на этапе согласования условий страхования со страховой компанией.

Таким образом, страхование может быть оптимальным инструментом минимизации операционных рисков логистического оператора, но при соблюдении определенных условий, выполнение которых позволит получить удобный, надежный и доступный механизм защиты от прогнозируемых и непредвиденных угроз.

Обсуждению проблематики данных вопросов была посвящена состоявшаяся в Москве в конце минувшего, 2012 года, серия совещаний Рабочей группы FTL (Full Truck Load - перевозки целыми транспортными единицами) Отраслевого отделения по логистике Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». В совещаниях принимали участие профильные менеджеры крупных логистических компаний - лидеров рынка 3PL: Kune&Nagel, FM Logistic, Мэйджор карго сервис, HAVI Logistics RULOG, АсстрА, САННА, СТС Логистикс, представители ассоциаций AEB и BVL.

Первым важным результатом работы группы стало принятие Стандарта логистического оператора класса А, которым определяются требования к логистическим операторам, соответствующим мировым и российским показателям качественных и надежных грузоперевозчиков.

Для таких операторов, которые возлагают на себе повышенные обязательства, в соответствии со Стандартом класса А, необходимы новые возможности по страхованию, что, в свою очередь, станет сильным отличительным преимуществом и логистических, и страховых компаний на рынке транспортных услуг.

Основная цель такой услуги со стороны страховых компаний — предложить логистическому оператору полностью прозрачную и безопасную систему. Удобный, быстрый и легкий сервис по расчету премий, оформлению полисов или сертификатов и администрированию данных по страхованию грузов.

Задача такой системы — автоматически предоставлять адекватное страховое покрытие для всех возможных видов грузоперевозок на любых маршрутах и направлениях, по которым оперирует логистическая компания, создавая при этом все необходимые для подтверждения в соответствии с законодательством страхования документы (в том числе счета, акты и т.д.). Создание процедуры онлайн-администрирования, что позволит отказаться от огромного количества бумажной работы, традиционно сопутствующей страхованию. Если характер груза, подлежащего страхованию, не попадает под согласованные ранее условия страхования, логистический оператор должен иметь возможность легко и быстро внести его в полис на особых условиях, получив дополнительную котировку от страховщика.

Ожидается также, что страховые компании смогли бы предложить дополнительные преференции для логистических операторов класса А, например, льготные тарифы и скидки на страхование.

 

параметры страхования в логистике

Рабочая группа предложила ведущим российским и зарубежным страховым компаниям, работающим на российском рынке, сформировать страховой продукт, в рамках которого могло бы быть предложено генеральное страховое покрытие всех грузов, перевозимых логистической компанией в течение года. Участниками Рабочей группы были сформированы целевые параметры (см. табл. 1), которым, по их мнению, должна отвечать такая страховая программа. При этом логистические компании со своей стороны готовы предоставлять планируемый объем грузоперевозок на начало периода страхования (оптимально — один год). В конце отчетного периода, которым может быть, например, календарный месяц, логистические операторы формируют реестр всех осуществленных грузоперевозок и на основании утвержденных со страховщиками тарифов производят расчет и оплату страховых премий.

Большинство ведущих страховых компаний с интересом и готовностью откликнулись на предложение по разработке единого страхового продукта. Наиболее интересные разработки были отобраны Рабочей группой, сведены в общую презентацию (см. табл. 2) и рекомендованы на осенней конференции BVL, состоявшейся в декабре 2012 года, для использования всеми ведущими логистическими компаниями.

логистика и страхование

Подавляющее большинство страховых компаний, представивших свое видение единого страхового продукта, соответствующего обозначенным Рабочей группой целевым параметрам, сочли возможным совместить преимущества страхования гражданской ответственности перевозчика (экспедитора) и страхования грузов в рамках одной программы. Разработанные и предложенные страховыми компаниями условия единого страхового продукта подтвердили ключевые критерии, обозначенные в целевых параметрах к нему.

Безусловно, сочетание лучших качеств двух видов страхования, дополняющих друг друга, дает положительный синергетичес-кий эффект, результатом которого может стать инновационный страховой продукт, отличающийся сбалансированными условиями, которые максимально полно отвечают ожиданиям участников логистического рынка.

Какие действия должны предпринять сами логистические операторы, чтобы ускорить разработку единого страхового продукта, как совместить ценовые ожидания логистов и реальные возможности страховщиков, стоит ли объединять страхование грузов и ответственности в одном продукте — читайте в комментариях представителей страховой компании «ПАРИ».

РИСКОВАННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

людмила коптева

ЛЮДМИЛА КОПТЕВА,

начальник отдела страхования

проектов и сложных рисков

Департамента страхования

грузоперевозок и ответственности

экспедиторов и перевозчиков,

к.э.н.

Мысль о создании не просто надежного и доступного, а именно единого страхового продукта для логоператоров весьма своевременна. Наша страховая компания готова принять участие в разработке такого продукта и реально поддержать этот проект в форме заключения конкретных Договоров страхования грузов.

Однако нам кажется, что в первую очередь необходимо в ускоренном порядке проводить работу по созданию именно единых условий страхования (по подобию Оговорок Института лондонских страховщиков, но адаптированных к российским условиям).

Предоставление же страховщиками предполагаемых тарифов и сведение их для сравнения в единую таблицу (см. табл. 2 в статье) несколько поспешны. Ведь параметры страхового продукта (см. табл. 1 в статье) даже не содержат название страхового покрытия. Если допустить, что предполагаемый объем страхового покрытия — «за все риски», надо понимать, что, согласно Правилам страхования и стандартам Договоров страхования грузов, эти условия могут существенно отличаться в различных страховых компаниях. в ходе конкурентной борьбы некоторые компании в завуалированной форме заужают страховое покрытие, например, под действие договора не подпадают автоперевозки, осуществляемые индивидуальными предпринимателями, исключают существенные страховые риски и т.п., и получают, таким образом, дополнительную возможность для снижения тарифа. Кроме того, создание доступного (дешевого и удобного) страхового продукта должно сопровождаться определенными действиями со стороны логистических операторов, а именно:

1. Принятием на себя обязательств по повышению степени безопасности автомобильных перевозок, в первую очередь с точки зрения противоправных действий третьих лиц. Сюда относится создание системы проверки привлекаемых перевозчиков и экспедиторов, баз надежных субподрядиков, сокращение размера цепочек субподрядчиков и т.п. Особенно требования по безопасности касаются внутрироссийских перевозок: всем известна негативная статистика по противоправным действиям при перевозке грузов, о чем упоминается и в рассматриваемой статье. Эти обязательства, в свою очередь, также должны быть унифицированы либо систематизированы и завязаны на окончательные страховые тарифы.

2. Повышением прозрачности информации об осуществляемых перевозках и обеспечение возможности отслеживания их в режиме реального времени. С другой стороны, наша компания столкнулась с мошенническими действия страхователя, который, получив возможность заявлять на страхование грузоперевозки один раз в месяц, не замедлил воспользоваться открывшимися для себя «дополнительными возможностями»: заявления реально свершившихся убытков без заявления на страхование большого количества безубыточных перевозок.

В противном случае попытка получить доступный и дешевый страховой продукт в реальной действительности может так и остаться несбыточной мечтой логистических операторов.

лапашин

СЕРГЕЙ ЛАПАШИН,

начальник Департамента страхования

грузоперевозок и ответственности

экспедиторов и перевозчиков

Идея создания удобного, всеохватывающего и дешевого страхового продукта для логистических операторов, работающих только с комплектными машинами, уже давно занимает страховщиков, серьезно развивающих страхование в транспортировке грузов.

Основными причинами дефицита такого продукта на рынке являются печальная статистика по внутренним перевозкам грузов, предоставляемая логистами страховщикам, и отсутствие у страховщиков общей статистики по российскому рынку перевозок.

Таким образом, страховщик формирует продукт, опираясь на статистику конкретного логистического оператора и свою внутреннюю статистику по портфелю грузоперевозок.

Подобные продукты обычно «зажаты» по условиям страхования, с целью оптимизации в сторону снижения тарифа. Если принять во внимание общую тенденцию падения тарифа на рынке страхования грузоперевозок в связи с его нестабильностью после событий 2008—2009 годов, то степень зажатости условий возрастает. в этой связи можно проанализировать тарифную политику страховщиков, предложенную в статье в табл. 2, по тем условиям страхования, которые стоят за этой политикой. И очень вероятно, что ожидания логистов (дешевый страховой продукт, быстрые выплаты с минимумом документов, без справок полиции, ТТН без отметки о несохранной доставке и т.п., неважно, ответственность застрахована или груз, может быть, даже второй раз) и представления страховщиков об этом эксперименте разнятся.

Чтобы появился такой универсальный продукт, единый для всех, необходимо оценить средний уровень убыточности по большинству логистических операторов примерно одного класса (уровня) по всем страхуемым рискам за три года.

юрин

ПЕТР ЮРИН,

заместитель начальника Департамента

страхования грузоперевозок

и ответственности экспедиторов

и перевозчиков

В настоящее время на российском рынке грузоперевозок широко применяется практика замещения страхования грузов страхованием ответственности перевозчиков (экспедиторов), и наоборот. Означает ли это, что эти два вида страхования равноценны?

Объем покрываемых рисков при страховании грузов шире, нежели в страховании ответственности.

Перевозчик (экспедитор) не несет ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза в том случае, если эти события произошли в силу обстоятельств, которые перевозчик (экспедитор) не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Стихийные бедствия, например, в договоре перевозки/ экспедирования проходят как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), а следовательно, убытки в этом случае страховщиком не возмещаются. При страховании грузов стихийные бедствия относятся к страховым случаям.

При международных перевозках ответственность ограничена различными конвенциями, а также законодательством РФ, в зависимости от вида транспорта, несколькими СДР за килограмм груза (например, 8,33 по авто).

Сроки выплаты страхового возмещения при страховании грузов выгодно отличаются от таких же сроков при страховании ответственности перевозчика (экспедитора). Страховая выплата по страхованию ответственности производится, как правило, только после вступления в силу решения суда об установлении ответственности перевозчика/экспедитора.

Кроме того, само страхование ответственности перевозчика/ экспедитора есть не что иное, как страхование ответственности по договору, которое в соответствии с законом (ст. 932 Гк РФ) не является легитимным. Это означает, что при желании страховщик всегда может отказать в выплате, сославшись на ничтожность договора. Страховая практика знает подобные случаи.

Совмещать два в принципе различных вида страхования в одном страховом продукте нецелесообразно. Экспедитор, застраховав грузы, может «попасть» на двойное страхование и в результате понести существенные убытки.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 17 июня 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog