Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

/ Статьи

На суше и на морском транспорте

Проблема внедрения обязательного предварительного информирования (ПИ) на автомобильном транспорте нынешним летом вызвала большую волну комментариев и различных мнений. Их амплитуда была от крайне негативных – «зачем все это нужно?» - до сдержано оптимистических – «это правильно, но неплохо бы оптимизировать данный процесс».

Отмечу, что автомобильный – это не единственный вид транспорта, где должно применяться ПИ. В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) говорится и о предварительном информировании по морскому транспорту. При этом в кодексе четко определен объем сведений и перечень документов, необходимых для его проведения.

Российская таможня, говоря о необходимости внедрения ПИ, чаще всего ссылается на зарубежный опыт. Однако, как всегда, делает это с нашим российским акцентом. Попытаемся понять, чем же ПИ в Европейском союзе отличается от применяемого сегодня в рамках Таможенного союза.

Для начала сравним цели предварительного информирования у них и у нас. Так, в Евросоюзе основная цель - это обеспечение безопасности. Правила формирования ПИ определены «Поправками к Таможенному кодексу Европейского союза по безопасности». В соответствии с ними данные по безопасности должны быть представлены в таможенный орган при прибытии товара на таможенную территорию ЕС или до их отправления за пределы Союза.

Поправки охватывают четыре основные группы изменений в Таможенныом кодексе ЕС (ТК ЕС): требования к экспортерам/импортерам о представлении таможенным органам предварительной информации на товары импорта в ЕС или экспорта из ЕС; предоставление добросовестным предприятиям и организациям специальных упрощенных процедур торговли (уполномоченный экономический оператор); внедрение единых для ЕС критериев отбора и анализа рисков, при поддержке компьютерных систем для товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕС или вывозимых с нее; введение базы данных ЕС на основе национальных регистрационных идентификационных номеров (EORI). Более подробно этот вопрос освещен в сборнике «Таможенное законодательство Европейского союза. Представление предварительной информации». (Он был подготовлен в 2011 году руководителем компании «CASTO» Игорем Петровым и выпущен издательством «Паллада-Медиа».)

В Таможенном союзе с этим делом все обстоит проще. В решении Комиссии Таможенного союза (КТС) от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» говорится, что ПИ внедряется «в целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности контроля». При этом в статье 158 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) указано: «Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров». Из-за несовпадения целей предварительного информирования различны и подходы Евросоюза и ТС к его реализации.

предварительное информирование на морских перевозкахДалее рассмотрим состав сведений, представляемых таможенным органам при предварительном информировании в ЕС и у нас. Анализ показал, что их объем примерно одинаков. Но в ЕС это документ ENS (общая декларация прибытия). Он ориентирован на SAD (единый административный документ) с четко фиксированными требованиями, определяемыми приложением 30А «Положения о применении таможенного кодекса ЕС». В Таможенном союзе - это набор сведений, определяемый статьей 159 ТК ТС.Здесь появляется нюанс: «При прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения», то есть при предварительном информировании в рамках ТС возникает понятие «документы». Получается, что сведения представляются не в виде набора данных, а в форме электронных документов, которые перевозчику или его представителю необходимо создать. Если рассмотреть достаточно объемный перечень этих документов, то становится сомнительным, что в конечном результате у нас получится «оптимизация и ускорение таможенных операций», а, вероятнее всего, будет только «повышение эффективности контроля».

Следующий пункт – реализация ПИ. В ЕС при ввозе оформляется ENS (общая декларация прибытия), которая и передается в таможню прибытия в электронном виде. ENS имеет свой набор сведений для различных видов транспорта. После проверки декларации по результатам работы единой для всего Евросоюза системы управления рисками (СУР) перевозчику или грузоотправителю отправляется разрешение в виде MRN (справочный номер перевозки) или отказ в осуществлении ввоза товаров на таможенную территорию ЕС.

В случае необходимости система управления рисками также формирует либо протокол ошибок, по которому перевозчик/грузоотправитель может исправить ENS, либо рекомендации для контролирующих органов первой страны прибытия в ЕС или страны назначения по таможенному или другим видам контроля. Таким образом, на момент прибытия на таможенную территорию ЕС товаров при наличии MRN у таможенника заранее имеется список рекомендаций по их контролю.

 На море свои дела

Теперь немного о реализации в Таможенном союзе системы предварительного информирования на морском транспорте. Изучение спецификаций информационного обмена с ФТС России показывает, что понятие «предварительное информирование» в реализации службы различается в зависимости от способа подачи ПИ. Так, если мы подаем сведения с портала ФТС России, то формируется не ПИ в нашем понимании, а уведомление о прибытии. Это означает, что созданный на портале набор сведений (уведомление о прибытии) регистрируется в системе.Пользователю выдается всем известный 36-значный идентификационный номер (ID), который после прихода судна на таможенную территорию ТС перевозчик должен представить в таможенный орган прибытия. Только после получения этого номера у таможенного инспектора появляется возможность получить необходимые данные и проанализировать их. Поэтому судовой агент должен данный ID передать в таможню до прибытия судна, а после его прибытия донести бумажные документы, которые таможенный инспектор сравнивает с переданными заранее сведениями.

Так как обратной связи по принятому инспектором решению не предусмотрено, то, как и в ПИ на автомобильном транспорте, анализ данных будет проводиться в момент прибытия судна. На деле это означает, что определение «предварительность» здесь можно применить с большой натяжкой и выглядит оно весьма сомнительно.

Если же данные подаются через информационного оператора или через самостоятельно реализованное подключение к ФТС России, то здесь появляется совершенно другая технология. Во-первых, в таможенные органы представляются уже электронные документы. Во-вторых, представление документов происходит заранее и на тот таможенный пост, на котором судно будет непосредственно оформляться.

Теперь таможенник в состоянии самостоятельно, без присутствия судового агента, проанализировать представленные сведения. При этом он может предварительно принять решение о разрешении выгрузки, о формах контроля и далее передать это решение судовому агенту. Все это в полной мере соответствует понятию «предварительное информирование».

Другой вопрос, что решение принимается инспектором таможни, а не автоматизированной системой управления рисками. Будем надеяться, что в ближайшем времени идея автоматизированной работы СУР у нас будет реализована, как это уже давно произошло за рубежом.

Однако после прибытия судна инспектор опять-таки должен проверить соответствие электронных документов бумажным. Из-за этого вопрос относительно ускорения таможенных операций снова повисает в воздухе.

Еще одна важная деталь: электронные документы судовой агент обязан подавать за своей электронной подписью (ЭП), а на портале ФТС России ее нет. Возникают вопросы: насколько легитимно ПИ без электронной подписи или зачем нужна электронная подпись при подаче ПИ через оператора? Например, в ЕС данные ENS могут подаваться из-за рубежа и без электронной подписи. Передавать информацию может грузоотправитель, перевозчик или третья сторона по доверенности перевозчика.

У нас квалифицированную электронную подпись для работы с таможенными органами может получить только резидент страны. При этом напомню, что в Российской Федерации запрещен вывоз за рубеж средств криптозащиты, в том числе и тех, которые необходимы для формирования электронной подписи. Закон есть закон, и в рамках существующего законодательства таможенные органы уже приступили к тестированию систем ПИ на морском транспорте.

В опытном режиме их опробовали в Находкинской, Балтийской и Новороссийской таможнях. В настоящее время с участием информационного оператора ООО «СЗТЛС» с разрешения ФТС России и под руководством СЗТУ в Балтийской таможне проводится эксперимент по внедрению системы предварительного информирования на морском транспорте.

ООО «СЗТЛС» разработало портальное решение для обеспечения предварительного информирования на морском транспорте. Наиболее продвинутые иностранные перевозчики, имеющие свои информационные системы, в принципе готовы начать передавать в предварительном режиме данные для российских таможенных органов, так как они уже два года делают это в Евросоюзе.

На портале ООО «СЗТЛС» судовому агенту или другому уполномоченному перевозчиком лицу выделяется собственная учетная запись. В ней предусмотрена возможность создать и передать в таможенные органы так называемое судовое дело, которое декларант подписывает собственной электронной подписью. Оно представляет собой набор документов и сведений, необходимых таможенным органам при предварительном информировании.

При этом компанией была проведена большая работа по минимизации усилий представителей линий и судовых агентов по заполнению судового дела. Так, полностью обеспечены загрузки на портал манифестов и коносаментов в форматах EDIFACT и XML, предложены стандартные формы заполнения судовой роли и других сопутствующих документов.

На данный момент с семью крупнейшими контейнерными линиями, осуществляющими поставку грузов в Большой порт Санкт-Петербург, уже проведено тестирование совместимости форматов загрузки. В эксперименте принимают участие Кронштадтский и Центральный посты Балтийской таможни.

При всех имеющихся пока к технологии ПИ вопросах эксперимент показал реальность обеспечения таможенных органов предварительной информацией о морских перевозках. Со своей стороны перевозчики продемонстрировали реальную заинтересованность по представлению в таможенные органы в электронном виде предварительной информации о грузах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации морским транспортом.

Как сообщили в ООО «СЗТЛС», в настоящее время идет доводка портала по пожеланиям заказчиков. Мы все надеемся, что в результате дальнейшей отработки технологии предварительного информирования отечественные таможенные органы со временем полностью откажутся от использования бумажных документов. Чем быстрее это произойдет, тем будет лучше: и для таможни, и для бизнеса.

Алексей ЧУПЛАНОВ, эксперт НП «ГПУ ВЭД» по информационным технологиям, специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 19 сентября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Оформляем в электронном виде

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в прошлом году было дальнейшее развитие передовых информационных технологий. В рамках этой работы проводился эксперимент, целью которого было внедрение в практику таможенных органов региона технологии, предусматривающей декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) в электронной форме.

 14 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Нужно отстаивать свои интересы

Сфера нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вновь стоит на перепутье. Причиной очередного витка глобальных изменений является вхождение России, причем уже не на словах, а на деле, в общее экономическое пространство со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 13 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog