Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Место и роль Всемирной торговой организации в современной многосторонней торговой системе

История мировой торговли свидетельствует о том, что доминирующей тенденцией во внешнеторговой политике государств на протяжении веков оставался национальный протекционизм.

В межстрановом сотрудничестве сначала формировались военно-политические союзы, а торговые соглашения выступали в качестве дополнения. Только в сороковые годы ХХ века в мировой торговле в рамках Атлантической хартии были заложены принципы недискриминации, и они сводились к следующему: недискриминация и наибольшее благоприятствование в торговле; транспарентность регулирования торговли; абсолютный приоритет тарифного регулирования; стремление к либерализации торговли; подчинение национальной торговой политики совместно выработанному кодексу поведения.

Всемирная торговая организация (ВТО) как правопреемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) была образована 1 января 1995 года. Сегодня членами ВТО являются 153 страны. Каждая обязана предоставлять другим членам ВТО режим благоприятствования в торговле. 29 стран являются наблюдателями - кандидатами на членство в ВТО.

К странам, которым членство в ВТО в обозримом будущем не доступно, относятся Сирия, Западная Сахара, Эритрея, Сомали, Туркмения, Северная Корея. Сегодня на страны ВТО приходится 97% мирового торгового оборота.

Необходимо отметить, что поиск оптимальных моделей регулирования мировой торговли весьма сложен в силу ее двойственной природы. Сначала эта проблема обострялась наличием двух мировых систем с различными режимами регулирования торговых отношений в виде своеобразного треугольника «развитые - развивающиеся - социалистические страны».

Формально равные условия ГАТТ по отношению к менее развитым странам носили настолько несправедливый характер, что в 1964 году в системе ООН была создана на основе форума Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Обзор ее деятельности позволяет проследить причины возникновения многочисленных двух- и многосторонних региональных торговых соглашений, режим которых не только отличается, но и противоречит ряду норм и стандартов ГАТТ/ВТО, но это была форма разрешения противоречий, возникших в мировой торговле во второй половине ХХ века.

Сегодня после трансформации подавляющего большинства социалистических стран в рыночные экономики унификация системы мировой торговли не сняла проблем двойственного характера мировых торговых отношений: стремление упорядочить международные товарообмены, с одной стороны, с другой - наличие национального и группового эгоцентризма. Сейчас уже нотифицировано более четырехсот региональных торговых соглашений (РТС).

По разным данным, от 1/3 до 2/3 объема мировой торговли регулируется, скорее, в рамках региональных и интеррегиональных соглашений. Хотя противники регионализма и признают правомерность существования и развития РТС различного формата, в то же время рассматривают их как препятствие на пути универсализации правил и стандартов ВТО.

И, по мнению аналитиков, взаимодействие, конвергенция двух режимов регулирования в ближайшей перспективе превратится в одну из сложнейших проблем упорядочения мировой торговли товарами и услугами.

Тем более, что в характер мировой торговли вносятся существенные изменения, причины которых - приближение человечества к новому технологическому рубежу. Вследствие этого концентрация на какой-либо одной модели регулирования мировой экономики непродуктивна. О каких изменениях идет речь?

Во-первых, по мнению исследователей, контроль на государственных границах - система ГАТТ/ВТО - будет потеснен контролем внутри границ в результате формирования крупных торговых блоков и интеграционных группировок.

Во-вторых, вполне реален переход от фиксированных унифицированных правил - ГАТТ/ВТО - к развитию переговорного процесса.

В-третьих, сокращение доли в мировой торговле сырья, продукции и материалов с низкой добавленной стоимостью.

В-четвертых, развитие специализации, то есть производство продукта вне рамок одного предприятия, изготовление частей, компонентов, узлов и сборка на предприятиях нескольких стран.

И, наконец, в-пятых, движение в сторону торговли на основе пактов и между блоками. Следовательно, изменение содержания и форм мировой торговли будет детерминировать изменения методов ее регулирования.

Нужно отметить, что эти выводы подтверждаются современными трендами в международной торговле. Особое внимание следует обратить на проблему взаимодействия и взаимосвязи рыночных сил и государственного регулирования в торговле товарами и услугами.

Кризис 2008 года выявил глубокое несоответствие между глобальной торговой и денежной политикой. Он показал, что торговая и финансовая системы начала XXI века оказались гораздо более сложным продуктом развития мировой экономики, чем предполагали теоретики.

В силу этого возникает необходимость создания взаимосвязанной системы международного регулирования и торговли, и финансов.

Не менее важным вопросом является и вопрос о соотношении протекционизма и свободной торговли в современных условиях. С одной стороны, кризис усилил протекционистское давление бизнеса на национальные правительства, хотя ощутимого, глобального роста торговых барьеров не произошло, что объясняется, на наш взгляд, наличием и функционированием международно организованного производства, в условиях которого обычные протекционистские меры, используемые в прошлом веке, видимых результатов принести не могли.

Сегодня более востребованы такие меры регулирования, которые применимы не для ограничения внешней торговли, а для регулирования мировой торговли на национальном, международном и глобальном уровнях.

Особый интерес вызывает еще один тренд, характерный для глобальной экономики: между странами мира усиливается экономическая взаимозависимость. В течение последних десятилетий степень вовлеченности производственных комплексов стран мира в международный обмен (обычно измеряется отношением экспорта к ВВП) постоянно возрастала.

Появляется новая технология производства в виде инновационно-воспроизводственных цепочек. Речь идет о так называемом географическом распространении наукоемкого производства.

В международном разделении труда происходят качественные сдвиги: долгое время фундаментом международной торговли был обмен готовой продукцией на сырьевые и продовольственные товары. С наступлением эры индустриализации и ускорением развития обрабатывающей промышленности все большее значение приобретает обмен товарами высокой степени обработки, принадлежащих разным видам готовых изделий, что усиливает позиции транснациональных корпораций.

Теперь значительная часть мировой торговли представляет собой внутрифирменную, функции которой заключаются в обеспечении, реализации международного разделения производственного процесса. И эта взаимозависимость позволяет каждой стране добавлять к своему производственному потенциалу промышленный и научный потенциал других стран, что способствует ускоренному развитию большинства стран мира.

Известно, что количественные изменения обусловливают и качественные преобразования. Так, эксперты, отмечая стремительный рост объемов международной торговли (за период 1950-2008 годы стоимость мирового экспорта товаров выросла более чем в 200 раз с 60 млрд долларов США до 20 трлн долларов США при средней динамике роста около 6% в год), выделяют и особенности современной эволюции торговли в виде сдвигов в ее товарной структуре.

За последние три десятилетия доля готовых изделий в мировом экспорте выросла с 54% до 71%, доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья сократилась с 15% до 8%, топлива и минеральных продуктов - с 29% до 17%. Но есть группа товаров, торговля которыми росла гораздо быстрее - на 12% ежегодно.

Речь идет об изделиях электронной и электротехнической промышленности, автомобилях, двигателях и их деталях, химических товарах и материалах, большинство из которых производятся и реализуются транснациональными компаниями.

В то же время возросла роль развивающихся стран в мировой торговле, о чем свидетельствует рост их удельного веса в мировом экспорте (с 29% в 1980 году до 37% в 2006 году, а доля готовых изделий в 2005 году составила почти 70% по сравнению с 20% в 1980 году).

К сожалению, следует отметить, что наиболее привлекательными сферами для иностранных инвесторов в России остаются наиболее доходные и быстро окупаемые отрасли - ТЭК, торговля, недвижимость и услуги - более 50% накопленного итога, лишь 35% вложений - это инвестиции в обрабатывающую промышленность, треть их которых приходится на металлургию.

Таким образом, сегодня с учетом трендов развития мировой торговли нужно говорить о том, что в мире сложился комплекс торгово-политического регулирования, включающий многосторонние и национальные компоненты. Современный этап его развития характеризуется принятием на базе ВТО новой правовой базы многостороннего регулирования, обязательной для всех членов данной международной организации.

Вместе с тем, показательно то, что действовавшее ранее в ГАТТ положение, в соответствии с которым развивающиеся страны могут брать на себя обязательства в меньшем объеме, чем развитые страны, с принятием этой новой правовой базы заметно ослаблено, что стало предпосылкой политического противостояния по линии Север - Юг в рамках ВТО.

Оно в полной мере проявляет себя в ходе многосторонних переговоров текущего, девятого по счету Доха-раунда. Его также называют Раундом развития, Раундом надежд, так как во главу угла поставлены проблемы развивающихся стран, чтобы попытаться исправить несбалансированность взаимоотношений внутри организации по линии Север - Юг в рамках ВТО.

Несколько слов об этом Раунде надежд. Ключевыми темами в его рамках являются: торговля сельскохозяйственными продуктами, доступ на рынок непродовольственных товаров, торговля услугами, выработка и совершенствование правил торговли, аспекты развития.

Всего обсуждается 20 тем, причем они взаимоувязаны в соответствии с принципом «единой сделки», то есть решения должны приниматься на основе консенсуса сразу по всему пакету. Чтобы прийти к согласию по всем темам, необходимо найти решение по трем ключевым вопросам: аграрные субсидии, тарифы на сельскохозяйственную продукцию и тарифы на промышленные товары.

В течение ряда лет участники переговоров не могли прийти к какому-либо соглашению. К декабрю 2005 года Министерской конференцией ВТО в Гонконге были приняты решения, которые вселили надежду на конструктивное продолжение переговоров, а именно:

- отмена к 2013 году всех экспортных субсидий сельхозпроизводителям;

- отмена субсидий на экспорт хлопка;

- обязательство развитых стран предоставить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из наименее развитых стран.

В июле 2006 года в Женеве обозначились параметры возможного компромисса, в частности, по вопросу о сокращении импортных таможенных пошлин в сельском хозяйстве, но разногласия между США и Евросоюзом в сфере сельского хозяйства отразились в кризисной ситуации на переговорах, и они опять закончились неудачей.

переговорные альянсы в рамках ВТО

В июне 2008 года, опять в Женеве была предпринята еще одна попытка организации встречи представителей примерно 40 стран. Ее настоятельная необходимость была продиктована целым рядом обстоятельств, которые можно обобщить как «ощущение глобальной экономической и социальной нестабильности в мире», что впоследствии и проявилось в виде мирового финансового, а затем и глобального экономического кризиса.

Это - падение курса американского доллара, рост цен на минеральные ресурсы, особенно на нефть, быстрое удорожание продуктов питания в мире и т.д. В условиях отсутствия реальных политических инструментов решения перечисленных проблем торговля остается одним из немногих способов оздоровления макроэкономической ситуации в мире.

Чтобы как-то найти выход из сложившейся ловушки, страны стали группироваться «по интересам», организуя многочисленные переговорные альянсы, которых в этот период насчитывалось более десяти. Стоит отметить, что эти альянсы формировались не по принципу «Север - Юг» или «богатые - бедные», а по весьма специфическим мотивам.

Кроме переговорных альянсов в ВТО «единым фронтом» выступает Европейский союз. Единая позиция по тому или иному вопросу вырабатывается внутри ЕС, а затем Ев-рокомиссия, в данном случае еврокомиссар по торговле, выступает с ней на переговорах. Внутри Евросоюза существуют глубокие разногласия по вопросам общей торговой политики. Так, альянс образовали девять (Франция, Польша, Венгрия, Ирландия, Италия, Греция, Португалия, Литва, Кипр) из 27 стран ЕС для оказания давления с целью выработки лучших, на их взгляд, условий финальной сделки. По их мнению, следует добиваться лучших условий выхода на рынки развивающихся стран.

Однако остальные члены ЕС не разделяют эту точку зрения. Таким образом, раскол внутри ЕС снижает в свою очередь шансы на успех переговоров в рамках ВТО.

Рассмотрим еще один пример разногласий интересов между странами-членами международной торговой организации. В рамках ВТО предлагается ввести в действие так называемый «специальный защитный механизм», в соответствии с которым развивающимся странам разрешается временно повышать импортные тарифы на сельхозпродукцию в случае резкого нарастания импорта или обвального падения цен.

Такой механизм предусматривает, что эти страны вправе объявить тот или иной продукт «особым» и вывести его тем самым из-под тарифных сокращений, если того требуют интересы сельскохозяйственного развития или продовольственной безопасности. Особую озабоченность в связи с этим вызывает то, что Китай может объявить «особыми» продуктами рис, сахар, хлопок, что нанесет ощутимый удар по целому ряду стран-экспортеров, не только развивающихся, но и развитых. Поэтому США обусловили существенное снижение хлопковых субсидий своим фермерам открытием китайского рынка хлопка.

Отсутствие результата на переговорах нанесло определенный урон престижу ВТО, создало питательную среду для протекционизма, ослабляя одновременно веру в правила этой организации.

И все-таки ВТО, понимая всю сложность ситуации, сложившейся сегодня в мировой системе регулирования товарообмена, в ходе работы регулярных органов ВТО, тематических международных конференций, официальных и неофициальных консультаций продолжает выработку новых правил регулирования, которые представляют собой своеобразную «дорожную карту» будущих переговоров. К стратегическим направлениям многосторонних переговоров относят вопросы взаимосвязи между торговлей и инвестициями; между торговлей и конкурентной политикой, меры содействия торговле и гласность в сфере правительственных закупок.

Кроме того, можно предположить, что в повестку дня будут включены вопросы нетарифного регулирования, предметом переговоров станут правила поведения правительств в использовании регулятивных мер внутренней экономической политики в тех областях, которые пока не охвачены многосторонними договоренностями.

В таких условиях Россия вступает в ВТО. Присоединение страны к этой организации оказалось весьма длительным и хлопотным процессом. При неоправданно низкой доле в мировой торговле - около 2% - выяснять отношения с Россией собралось в Рабочей группе около шестидесяти государств, некоторые из них объединились в группы по «интересам». Предположительно эти группы стран решили использовать переговорный процесс для решения не только торговых (в том числе не входящих в мандат ВТО) вопросов, но и для продвижения своих экономических и даже политических интересов.

В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам, основная цель которых - определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

2. Переговоры по сельскохозяйственной тематике охватывают проблематику по тарифным аспектам, допустимым объемам внутренней государственной поддержки аграрного сектора, уровню экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг, цель которых - согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринимать в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада Рабочей группы - ключевой документ, где буду изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.

В ходе длительных переговоров Россия уже существенно реформировала свое законодательство и администрирование в таможенной, налоговой, финансовой и иных областях, приближая торговую практику к мировым стандартам и адаптируя ее к требованиям ВТО.

Но при приближении к финишу возникали новые препятствия в виде экспортеров сельскохозяйственной продукции, защитников прав интеллектуальной собственности, угрозы вето и др. Одна из причин - давление на страну в период кризиса - привела к созданию Таможенного союза Россия - Беларусь - Казахстан с целью обеспечения экономических интересов страны.

Перед аналитиками поставлен достаточно сложный вопрос: что является главным источником проблем, связанных с вступлением России в ВТО - внутренние или внешние факторы? Многие придерживаются мнения, что ключевую роль играют внутренние факторы, состояние и обозримые перспективы российской экономики.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за последние двадцать пять лет товарная структура экспорта и импорта России - а это «зеркало» структуры национальной экономики - если и изменилась, то не в лучшую сторону.

структура экспорта России

структура импорта России

А в ближайшие 10-15 лет структура национальной экономики еще больше потяжелеет за счет масштабных проектов ТЭКа, формирования его нового - восточного направления, повышения технологического уровня топливно-сырьевых отраслей.

Таким образом, преобладание в России до сих пор производства продукции первичной стадии обработки, как наиболее энергоемкого, и в результате высокая степень подверженности экспорта конъюнктуре мировых рынков сырья подтверждают неконкурентоспособность отечественной экономики. Сохраняется импортная зависимость многих секторов экономики и внутреннего потребительского рынка, особенно в части машинотехнической продукции. Скромные позиции у России на мировом рынке наукоемкой продукции и наукоемких услуг (соответственно 0,3% и менее 1%). В 2009 году страна по поставкам инновационных продуктов и технологий на международные рынки оказалась только на 80-м месте из 160 стран.

Существующее положение России на мировых товарных рынках не дает оснований для оптимизма в отношении того, что в ближайшем будущем удастся нарастить объемы производства и экспорта наукоемкой продукции и уж тем более диверсифицировать его структуру

Для этого необходим реальный переход на инновационную модель развития экономики, который, по мнению аналитиков, потребует около двух десятилетий. Реальные обстоятельства таковы, что предпосылки такого перехода пока отсутствуют, остается неразвитой конкурентная среда, предопределяющая низкую востребованность инноваций в экономике. Если в США, Японии, Великобритании внедряется до 70% новых научно-технологических разработок, то в отечественной практике - только 1-2%, а преимущественный объем результатов инновационной и интеллектуальной деятельности в стране отражается в составе проектно-технологической документации.

Эксперты спорят: какие проигрыши и приобретения ожидают Россию от присоединения к ВТО. И их мнения отражают диаметральные подходы к ответу на этот вопрос.

Чтобы соответствовать требованиям ВТО, России придется серьезно снижать импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, лекарства, продукцию машиностроения, промышленные самолеты, а на высокотехнологичные товары - обнулять.

сторонники и противники ВТО

Либерализация внутреннего энергетического рынка ударит по монополиям, в частности, это может означать потерю «Газпромом» монополии на экспорт газа, но концерн может выиграть от роста тарифов внутри страны. Положительный эффект для всей промышленности возможно выразится в снижении цен на импортное оборудование, но для металлургов этот эффект может быть компенсирован снижением внутренних цен на их продукцию, а производители труб столкнутся с ростом импорта с Украины.

Хотя, отмечают эксперты, плюсов все-таки больше, чем минусов. Появятся стимулы для модернизации, будет проще бороться с коррупцией. Вступление в ВТО может ускорить экономический рост в стране, хотя эффект проявится в долгосрочной перспективе и составит 1-3% в год.

В целом же, как предполагают аналитики, следует ожидать постепенную эволюцию ВТО с учетом таких факторов как изменение трендов мировой торговли, усиление позиций развивающихся стран, включение с правовую орбиту новых сфер, системная трансформация мирохозяйственных связей.

Т.Е. Кочергина, профессор кафедры международных экономических отношений Ростовского филиала РТА, д.э.н.

Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"



 7 февраля 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog