Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

Власти Приморья направили в Минвостокразвития предложение включить Свободный порт Владивосток и интегрированную развлекательную игорную зону в число пилотных территорий для введения режима беспошлинной торговли и режима tax free.

20 февраля будет рассмотрен вопрос о формировании панели арбитров для рассмотрения иска Украины к России по запрету транзита будет рассмотрен ВТО.

/ Статьи

Механизм разработки стратегий маркетинга и логистики машиностроительного предприятия

ковалев михаил
МИХАИЛ КОВАЛЕВ,
Международный университет МИТСО,
доцент кафедры маркетинга и
логистики Гомельского филиала,
к.э.н.

Вопросы теории и практики разработки маркетинговых и логистических стратегий предприятия весьма актуальны для стран с переходной экономикой, в том числе для Республики Беларусь, руководством которой поставлена задача модернизации экономики, а также для таких крупных предприятий, как Минский тракторный завод (МТЗ), Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения (Гомсельмаш) и других.

Под маркетинговой стратегией будем понимать основные направления и способы достижения важнейших рыночных целей. Стратегии логистики во многом являются производными от стратегий маркетинга.

На рис. 1 представлен общий алгоритм разработки маркетинговых стратегий крупного предприятия. Как управление в целом проектирование маркетинговых стратегий начинается с определения важнейших (направленных на перспективу) целей предприятия. К ним следует отнести те, которые связаны с повышением и сохранением конкурентоспособности предприятия, увеличением рыночной доли, величины прибыли и рентабельности.

алгоритм разработки маркетинговой стратегии

Разработке стратегий предшествует анализ внутренней и внешней маркетинговой среды, для осуществления которого разработано множество методов: SWOT-анализ, PEST-и STEP-анализ, аудит маркетинга, портфельный анализ и т.п.

При анализе внутренней среду предприятия выявляются сильные и слабые стороны его деятельности. Анализ внешней среды предполагает исследование микро- и макросреды компании, выявление возможностей и угроз. С помощью модели Майкла Портера [1] выявляются конкурентные силы отрасли.

При этом особое внимание следует уделить вопросам изучения конкурентов.

Как указывал автор, корпоративные стратегии заключаются в выборе видов бизнеса: в отказе от их отдельных видов, в освоении новых видов бизнеса, в определении направлений инвестирования. Цель корпоративной стратегии заключается в получении синергетического эффекта от взаимодействия бизнесов корпорации.

При освоении новых видов и сфер деятельности могут применяться стратегии интеграционного развития, совместной деятельности, объединения, поглощения других фирм. Реализация стратегий вертикальной интеграции «вверх» и «вниз» может быть направлена на создание вертикально интегрированных маркетинговых структур.

Для бизнес-единиц предприятия (корпорации) разрабатываются стратегии поведения на рынке — конкурентные стратегии, суть которых заключается в основном конкурентном преимуществе, которое получает бизнес-единица при ее успешной реализации. Стратегия лидерства (преимущества) в издержках дает возможность понизить цену и позволяет добиться ценового конкурентного преимущества на рынке. Специализация товарной номенклатуры позволяет накопить опыт производства, добиваться достижения высокого качества товаров. Реализация стратегии концентрации на узких рыночных сегментах обеспечивает высокое качество обслуживания клиентов.

Среди множества маркетинговых стратегий И. Ансофф выделял базовые (базисные) стратегии [2], определяемые набором двух значений переменных «товар» и «рынок». Маркетинговые стратегии освоения новых товаров и рынков очень важны, потому что с них начинается любой бизнес. Разработка нового товара есть не что иное, как инновация. Стратегию диверсификации рынков также можно отнести к стратегиям инновационного развития (Й. Шумпетер относил разработку нового рынка к инновациям).

Инновационное развитие предприятия предполагает разработку и внедрение новых технологий, благодаря которым можно не только создавать новые товары, но и улучшить качество существующих, а также снизить издержки их производства.

Освоение новых товаров и рынков неизбежно влечет за собой необходимость стратегий пересмотра рынка и конкурентных позиций предприятия: сегментации рынка, позиционирования товаров и предприятия на рынке, выбора целевых рыночных сегментов.

Определив целевой рынок, служба маркетинга предприятия выбирает дифференцированный или недифференцированный маркетинг и разрабатывает комплекс управленческих решений.

Стратегические решения в области логистики направлены на оптимизацию материальных потоков экономической системы.

На рис. 2 представлен общий алгоритм разработки логистических стратегий предприятия. Как управление в целом проектирование стратегий логистики начинается с определения важнейших (направленных на перспективу) целей. К ним следует отнести те, которые связаны с повышением или сохранением конкурентоспособности предприятия, снижением логистических издержек, увеличением величины прибыли и рентабельности.

алгоритм разработки стратегии логистики

Разработке стратегий логистики предшествуют стратегический маркетинговый анализ и подготовка маркетинговых стратегий. Стратегии логистики базируются на товарных и сбытовых стратегиях предприятия. Дело в том, что именно эти, так называемые базисные, стратегии определяют величину, разнообразие и направление материальных потоков предприятия.

Анализ логистической деятельности направлен на исследование материальных и сопутствующих им потоков в сфере закупок, производства, распределения товаров и их сервиса. Особое внимание следует уделить вопросам определения и группировки логистических затрат.

Если предприятие применяет стратегии инновационного развития, стратегии диверсификации товаров и/или рынков, то разработка логистических стратегий, в первую очередь начинается с проектирования цепей поставок, определения стратегических поставщиков и рынков сбыта. Иначе анализируются существующие цепи поставок с целью их оптимизации.

На следующем этапе разработки стратегии определяются стратегии логистики по стадиям обращения (стратегии закупочной логистики — ЗЛ, стратегии сбытовой логистики — СбЛ), производства (стратегии производственной логистики — ПЛ) и потребления (стратегии сервисной логистики — СрвЛ). Отметим особую актуальность сервисной логистики для предприятий, производящих машины и оборудование.

Для принятия стратегических решений в области управления запасами и складирования прежде всего необходимо определиться с выбором системы управления материальными потоками (СУМП): тянущая (вытягивающая) или толкающая (выталкивающая). Важное значение для определения основных направлений развития логистики предприятия играет выбор системы пополнения запасов: с фиксированным размером партии поставки или с фиксированной периодичностью пополнения запасов. От этого зависят стратегические решения в сфере складского и транспортного обеспечения предприятия.

Стратегии складского и транспортного обслуживания зависят, в первую очередь от выбора альтернативы: инсорсинг (собственными силами) или аутсорсинг (привлечение сторонних лиц). Следует отметить, что использование аутсорсинга возможно гораздо шире: в производственной логистике, сервисной и т.д.

Важнейшие стратегические решения в области информационной логистики связаны с определением:

■ типа информационной системы;

■ комплекса технических средств;

■ базового программного и информационного обеспечения;

■ системы управления базами данных;

■ конфигурации вычислительной сети;

■ способа распределения баз данных по узлам сети.

Современной теорией интегрированного логистического управления является управление цепями поставок (ЦП). Концепция SCM (Supply Chain Management — управление цепями поставок) предполагает выполнение функций планирования, организации и контроля ЦП, звеньями которых являются поставщики сырья и материалов, изготовители продукции, посредники и потребители товаров.

Важнейшую роль в системе SCM играет проектирование ЦП, которое заключается в определении их звеньев с позиции фокусного предприятия и установлении связей между ними, а также предлагается вариант методики проектирования ЦП, механизм которого представлен на рис. 3.

алгоритм проектирования цепей поставок

При проектировании следует различать ЦП на входе в логистическую систему фокусной компании, которые обеспечивают входные материальные потоки, и на выходе из логистической системы — выходные материальные потоки. От этого зависят критерии отбора звеньев ЦП. Важно также учитывать особенности применяемых технологий в производстве, требования и ограничения производственной логистики фокусной компании.

Проектирование цепи поставок на входе в логистическую систему зависит от целей закупочной логистики и включает следующие этапы:

1) формулирование назначения и ЦП;

2) формулирование критериев эффективности при отборе звеньев;

3) определение ограничений;

4) поиск производителей материальных ресурсов;

5) отбор вариантов производителей (генеральных поставщиков) с учетом ограничений;

6) оценка поставщиков;

7) выбор поставщика на основании критерия;

8) поиск и отбор вариантов посредников;

9) оценка посредников;

10) выбор посредников на основании критерия (критериев);

11) определение параметров функционирования ЦП (номенклатуры сырья, материалов и комплектующих, объемов и периодичности поставки, вида транспорта и др.);

12) установление связей с поставщиком и посредниками.

Если в соответствии с критериями выбор был остановлен на производителе материальных ресурсов и он может играть роль прямого поставщика, то процесс определения звеньев ЦП на этом может быть прекращен. В итоге будет сформирована короткая цепь на входе в логистическую систему фокусной компании, которая включает одно звено.

В качестве критерия (критериев) выбора могут выступать:

■ лучшее качество поставляемого ресурса;

■ минимальная цена ресурса;

■ лучшие условия поставки;

■ наиболее качественный сервис;

■ минимальная территориальная удаленность поставщика;

■ минимальные логистические издержки доставки ресурса;

■ высшая надежность поставщика;

■ особые (близкие) отношения с поставщиком.

При выборе поставщика следует руководствоваться ограничениями:

■ политическими, например, эмбарго, введенное ООН на вывоз товаров из той или иной страны;

■ финансовыми;

■ таможенными;

■ количественными (на величину партии поставки);

■ имиджевыми (низкая репутация поставщика) и другими.

Проектирование цепи поставок на выходе из логистической системы фокусной компании включает следующие этапы:

1) формулирование целей ЦП;

2) сегментация рынка;

3) анализ рыночных сегментов и выбор целевого рынка;

4) позиционирование товаров на рынке;

5) формулирование критериев эффективности для каналов распределения товаров;

6) определение ограничений для каналов распределения товаров;

7) оценка и выбор каналов распределения товаров с учетом критерия и ограничений.

Если в результате был выбран прямой канал сбыта, следует позаботиться об использовании или формировании собственных сбытовых сетей. Если выбор остановился на косвенных каналах распределения товаров, то процесс отбора звеньев продолжается:

1) поиск посредников;

2) отбор вариантов посредников с учетом ограничений;

3) оценка посредников;

4) выбор посредников на основании критерия (критериев);

5) определение параметров функционирования ЦП (номенклатуры товаров, объемов и периодичности поставки, вида транспорта и др.);

6) установление связей с посредниками.

При выборе звеньев цепи распределения товаров (сбытовых посредников) критерии будут несколько иными:

максимальная рентабельность продаж;

■ лучшие условия поставки;

■ минимальные логистические издержки в цепи распределения товаров;

■ высшая степень надежности и лучшая репутация посредника;

■ особые отношения с посредником.

Установление связей с поставщиками и посредниками может не привести к достижению договоренности о сотрудничестве. В таком случае следует вернуться к поиску и выбору новых звеньев ЦП.

Важнейшей и наиболее сложной задачей проектирования цепей поставок является интеграция ЦП — достижение согласованного взаимодействия их звеньев на основе взаимной заинтересованности сторон. Как правило, у независимых звеньев цепей поставок интересы и цели различаются, порой диаметрально противоположно. Договариваясь о сотрудничестве, следует стремиться к достижению консенсуса, применять гибкость, идти на компромиссы. В роли интегратора ЦП при наличии сильной рыночной позиции может и должна выступать фокусная компания.

Предложенный механизм разработки маркетинговых и логистических стратегий, проектирования ЦП можно рекомендовать менеджерам высшего звена предприятий машиностроения для в практической деятельности.

Библиографический список:

1. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. — 495 с.

2. Ансофф И. Стратегическое управление /Пер. с англ.; науч. ред. и автор предисл. Л.И. Евенко. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 29 сентября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Овчаренко: «Событийный туризм работает на развитие Москвы...»

Москва перспективна с точки зрения внутреннего и въездного туризма – этому способствуют не только достопримечательности и инфраструктура столицы, но и появление в Москве событий мирового уровня: праздников, конкурсов, фестивалей.

 25 января 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Кристоф Боймер: «Интралогистика является краеугольным камнем мировой экономики…»

– Доктор Боймер, что вы можете рассказать об основных тенденциях в интралогистике?

– Интралогистика – краеугольный камень мировой экономики.

 24 января 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

E-commerce совершенствует складскую логистику

В современном мире информационных технологий все больше компаний розничной торговли оптимизируют складские мощности для интернет-торговли. Недавний проект компании SSI SchГ¤fer – склад для онлайн-ритейлера RedMart (Сингапур) – не исключение.

 23 января 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog