Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

МАПП Бурачки: требуется масштабная реконструкция

Среди болевых точек, проблемы которых носят долговременный характер, заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов назвал расположенный на российско-латвийской границе Многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Бурачки Себежской таможни. Этот таможенный пост расположен на федеральной трассе «Рига - Москва» и на сегодня является одним из наиболее загруженных пунктов пропуска через границу.

Специалисты признают, что уже давно здесь периодически возникает пульсирующая очередь из грузового транспорта. Ее пик приходится на время после прихода в рижский порт парома с большим количеством фур на борту. Практически через несколько часов после его швартовки пункт пропуска накрывает девятый вал большегрузов, стремящихся попасть в Россию. Нередко с ситуацией не удается справиться в установленные сроки. При этом, как отметил Руслан Давыдов, должностные лица МАПП Бурачки добиваются положительной динамики в вопросах повышения скорости совершения таможенных формальностей.

Столь важный участок находится под постоянным и пристальным вниманием со стороны руководства ФТС России и Северо-Западного таможенного управления, что подтверждает недавний визит на МАПП делегации СЗТУ во главе с исполняющим обязанности начальника управления Константином Козловым. Это был его первый выезд в новой должности в таможенные органы региона.

В ходе посещения пункта пропуска были обсуждены меры оперативного реагирования, которые помогут снизить напряженность на данном участке. О них сообщил начальник Себежской таможни Виктор Цыганов. В интервью «ТН» он рассказал об основных проблемах пункта пропуска и поделился своим видением путей их решения.

- Виктор Касьянович, охарактеризуйте состояние инфраструктуры пункта пропуска, насколько она, на ваш взгляд, соответствует современным требованиям?

- Известно, что наша таможня, и особенно МАПП Бурачки, находится на наиболее интенсивном направлении автомобильных грузоперевозок. Именно через нас проходит кратчайший путь из Европы в столицу и центральные районы России. Поэтому большинство своих логистических маршрутов компании, занимающиеся доставкой внешнеторговых грузов в Московский регион, прокладывают через участок российско-латвийской границы, находящийся в зоне нашей ответственности.

Таможенный объект в Бурачках, являющийся пограничным многосторонним автомобильным грузопассажирским пунктом пропуска, введен в эксплуатацию без малого два десятка лет назад - в 1994 году. Он работает по постоянной схеме. Его проектная пропускная способность в сутки - 300 грузовых и 1620 легковых автомашин, а также 80 автобусов и 4000 физических лиц. Здесь предусмотрена возможность пропуска специально оборудованных транспортных средств для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. Учитывая транспортную значимость пункта пропуска, со стороны участников ВЭД и ФТС России к нему предъявляются самые высокие требования.

При этом практически с момента ввода в строй модернизацией и реконструкцией объекта никто не занимался. По мере необходимости, чтобы соответствовать современным информационно-технологическим требованиям, он, конечно, технически дооснащался. Это позволяло в какой-то степени ускорить его работу и смягчить остроту проблем с очередями. Однако вопрос радикального увеличения пропускной способности такие меры не решали. В то же время год от года, как показывает статистика, динамика грузопотока в регионе деятельности Себежской таможни стабильно растет.

Как итог, фактическая пропускная способность МАПП по грузовому направлению превышена уже более чем в два раза. Причем произошло это не вчера. Такая картина наблюдается на протяжении многих лет. Сейчас таможня прикладывает максимум усилий для сокращения очередей на въезд в Россию. Эта работа дает свои положительные результаты, но наши возможности ограничены, а товаропоток, как уже отметил, неуклонно растет. Поэтому пришла пора предпринимать не косметические, а кардинальные меры.

- Однако что-то для увеличения пропускной способности МАПП Бурачки в рамках своей компетенции таможенная служба делала. Уточните, что именно?

- Новшества, причем весьма значительные, в первую очередь происходили в техническом плане. Так, осуществлено внедрение в полном объеме перспективных таможенных технологий, направленных на совершенствование таможенного администрирования. В июне 2012 года наши должностные лица приступили к реализации решения Комиссии Таможенного союза (КТС) от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». За прошедший с этого момента год удалось достаточно успешно справиться с поставленной задачей, что позволило не только увеличить объемы перемещения через таможенную границу РФ товаров, но и снизить возможность проявления коррупции при их оформлении.

Напомню, что перед этим, в июне 2011 года, таможне в полном объеме передали полномочия по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля. Она также стала проводить проверку документов в отношении подконтрольных товаров для санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля. В итоге в пункте пропуска уменьшилось число контролирующих структур. Благодаря постоянному обновлению программных продуктов удалось ускорить проведение таможенных процедур. Соответственно, сократилось время прохождения границы.

- Какие еще новшества используют ваши подчиненные в работе?

- При осуществлении таможенного контроля в МАПП Бурачки, например, на постоянной основе внедрена одна из его эффективных форм – применение инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). Таможенному досмотру методом сканирования с привлечением средств ИДК сейчас подвергается до 30% пересекающих границу товаров и транспортных средств. Это позволяет пресекать значительное число попыток их незаконного перемещения.

В соответствии с государственным контрактом ФГКУ «Росгранстрой» в декабре 2012 года в зале оформления грузовых транспортных средств на въезд в РФ оборудованы дополнительные рабочие места. Это позволило существенно увеличить количество оформляемого за смену транспорта и положительно повлияло на пропускную способность МАПП.

Кроме того, в рамках программы международных связей ФТС России по инициативе нашей стороны в Себежской таможне регулярно проходят рабочие встречи с представителями таможенного ведомства Латвийской Республики. В них также участвуют сотрудники ФТС России, Северо-Западного таможенного управления и Службы государственных доходов Латвийской Республики. В качестве экспертов всегда приглашаются офицеры пограничных служб двух сопредельных стран.

- Какие вопросы чаще всего обсуждаются на этих мероприятиях?

- Ответ очевиден: поиск и рассмотрение наиболее эффективных мер по сокращению очередей. Ведь эта проблема напрягает и наших латвийских коллег. Кроме того, вырабатываем планы совместных действий и проведения конкретных мероприятий по наиболее актуальным для нас направлениям, обмениваемся информацией, представляющей взаимный интерес. Если коротко, то делаем все от нас возможное, чтобы добиться реального увеличение грузопотоков через сопредельные пункты пропуска Терехово – Бурачки.

С удовлетворением отмечу, что такая совместная работа приносит реальные результаты в деле улучшения ситуации на российско-латвийской границе. Благодаря совместным усилиям удалось существенно увеличить количество оформляемых транспортных средств при въезде на таможенную территорию Таможенного союза. Так, если в 2011 году, в период декабрьских пиковых нагрузок, на этом направлении в сутки оформляли в среднем по 340 грузовиков, то в последнем месяце прошлого года этот показатель колебался в пределах от 450 до 490 фур. Даже сейчас, несмотря на наличие очередей, пост оформляет на въезд свыше 450 грузовых автотранспортных средств.

- Однако кардинально это проблему не решает?

- К сожалению, нет! Перечисленные мной меры на практике позволяют лишь частично снять ее остроту. Жизнь доказала - точечные усовершенствования пропускную способность в разы не поднимут. Можно менять асфальт, увеличивать количество рабочих мест, но канат в игольное ушко не протянуть.

Принципиально изменить ситуацию не позволяет и специфическая особенность Бурачков. Планировка подъездов к пункту пропуска напоминает бутылочное горлышко. Для легкового и грузового транспорта в оба направления действует общий въезд. Поэтому и без наплыва автомобилей здесь нередко возникают заторы. Арифметика простая: в сутках 1440 минут, за это время имеем 450 грузовых машин. Значит, на въезд одной есть чуть больше трех минут. Добавляем автобусы с легковушками и получаем полную картину.

Стоит по какой-либо причине автомобилю встать – тут же возникает пробка. Поверьте, такое случается. Как пример: из экономии водители нередко стараются въехать на российскую сторону на остатках дорогого европейского горючего, надеясь наполнить баки на ближайшей к пункту пропуска заправке. При этом не всегда учитывают погодные условия и расход топлива. Бывало, что машины глохли прямо перед шлагбаумом.

- С чем вы связываете улучшение ситуации в МАПП Бурачки?

- С кардинальным комплексным обустройством пункта пропуска. МАПП находится в федеральной собственности, поэтому необходима поддержка ФТС России. Естественно, мы готовы даже на поэтапную реконструкцию. Для разделения потоков грузового и легкового транспорта через МАПП нужны минимум две полосы движения в обе стороны.

Поскольку в дни пиковых нагрузок на сопредельной стороне порой скапливается свыше тысячи машин, руководство ФТС России поставило задачу проработать вопрос использования на въезд полосы выезда. Это запасной, но не оптимальный вариант. Например, для нас благом стало, что с созданием Таможенного союза часть товаропотока пошла через белорусские пункты пропуска.

Однако теперь все возвращается на круги своя. Как известно, с 1 августа 2013 года в Республике Беларусь была введена плата за проезд по некоторым автомобильным дорогам. Среди коммерческих оказался и участок Брест (Козловичи) – Минск – граница РФ (Редьки). В связи с этим многие перевозчики уже изменили логистику перемещения грузов и направили транспорт в обход территории Беларуси – через МАПП Бурачки.

- Получается, что сейчас главная задача - разделить грузовые потоки и увеличить количество полос?

- Все-таки приоритет отдаю масштабной реконструкции.

- Что вас еще беспокоит сейчас?

- Есть некоторые тревожные тенденции. Известно, что с появлением Таможенного союза произошло определенное перетекание грузов на белорусско-казахстанское направление. Мы стали отмечать, что срок доставки, о котором нас информируют перевозчики, в частности в Казахстан, не реален. Проходят сутки, и приходит подтверждение, что товар якобы прибыл в конечный пункт.

При этом не исключено, что на самом деле он не уходит в Казахстан, а оседает где-то в центральных регионах РФ. Поэтому встал вопрос о необходимости проведения досмотра транзитных партий в самом пункте пропуска. Для этого необходимо рядом с ним иметь склад временного хранения, где можно должным образом досмотреть грузы и, естественно, выявить правонарушения.

Еще один важный момент – недостаточная техническая обустроенность пункта пропуска. Например, нужны дополнительные камеры видеонаблюдения. Все должно быть визуализировано, включая операции, которые совершаются в залах таможенного оформления, а также на МАПП в целом, начиная с полосы въезда и оканчивая выездом. Происходящее необходимо фиксировать и анализировать. Если расширим полосы въезда, для осуществления транспортного контроля потребуются вторые грузовые весы.

Сегодня машина с товаром в среднем оформляется минут за 50. Это хороший показатель. Однако, например, из-за неготовности разрешительных документов некоторые авто стоят в пункте пропуска по 6-7 часов. Порой их даже приходится отправлять обратно. Это дополнительная волокита. Возникают проблемы с машинами с повышенным радиационным фоном, таковые иногда встречаются. Их некуда поместить – нет специальной площадки. Это неправильно, и такие вопросы обязательно нужно поднимать. Сейчас совместно с другими контролирующими органами мы готовим акт комплексного обследования пункта пропуска, где отразим то, что реально есть и что необходимо сделать.

- Это будет, можно сказать, совместное мнение о реконструкции МАПП?

- Да, это должно быть согласованное решение. Смотреть здесь нужно шире, учитывая и возможности сопредельной стороны. Хочется, чтобы наши латвийские коллеги могли оформлять такое же количество машин. Задачи следует решать совместно.

- Как вы считаете, насколько реально выполнение такого рода планов?

- Понятно, что у страны сейчас масштабные расходы, но граница есть и будет, поэтому думать об уровне и качестве ее состояния следует. Убежден, что модернизация и оснащение пункта пропуска современным оборудованием, использование новых таможенных технологий позволят сделать ее пересечение более быстрым и комфортным.

- Это способствовало бы и наполнению пограничных таможенно-логистических терминалов (ТЛТ)?

- Несомненно. Реализация Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе РФ, неразрывно связана с привлекательностью пункта пропуска. Участник ВЭД должен знать, что для полноценного декларирования товаров всем необходимым оснащены не только ТЛТ, но и в пункте пропуска созданы оптимальные условия для прохождения таможенных формальностей. Тогда и вопросы наполняемости терминалов, возведенных в рамках реализации Концепции, решались бы проще: чем больше машин оформит МАПП, тем больше их придет на приграничные ТЛТ.

- Все перечисленное, безусловно, крайне необходимо и должно быть востребовано. В существующих условиях сложно наладить процесс на должном уровне. Что же, по вашему мнению, должно произойти, чтобы ситуация улучшилась?

- Существует мнение, что граница – это барьер, что она разъединяет. Задача таможенных органов помочь добросовестным участникам ВЭД пересекать ее комфортно. Однако не стоит забывать, что граница всегда непредсказуема. Вот мы ратуем за открытие СВХ в пункте пропуска для проведения досмотровых операций, а недобросовестным участникам ВЭД это невыгодно. Как ни печально, но периодически сталкиваемся с проявлениями коррупции. Руководство ФТС России настраивает нас на ее искоренение.

Поэтому следует оборудовать пункты пропуска автоматизированными системами, которые минимизируют влияние человеческого фактора. Должно быть так: машина зашла в пункт пропуска – нет никакого контакта с подконтрольным лицом. Необходимую информацию занесли в базу, компьютер ее обработал, выдал, что все в порядке – зеленый свет.

Таможня обязана служить укреплению межгосударственных связей, развитию мировой торговли, являться прочной основой для более глубокой экономической интеграции стран. Наша задача – честно защищать экономические интересы государства, активно работать над устранением возникающих на границе преград.

Марина КУЗЬМИНА 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 28 августа 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog