Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Логистика прогнозирования пассажиропотока на воздушном транспорте

Светлана Бородулина, Вадим Соколов, Анна Окунева

В текущих условиях развития экономики полноценная интеграция России в международную транспортную систему невозможна без развития отечественных авиаперевозок. Аэропорт представляет собой место стыковки, концентрации и координации действий основных поставщиков авиатранспортных услуг. Аэропортом предоставляются разнообразные услуги для авиакомпаний-перевозчиков (техническое обслуживание, заправка, стоянка, метеорологические услуги), пассажиров (залы ожидания, магазины, рестораны, камеры хранения) и аэронавигационных служб. Кроме того, оказываются услуги, отвечающие интересам государства в целом (таможенный контроль, обеспечение безопасности полетов, анализ пассажиропотока и пр.). Согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 года [1], в России запланировано формирование нескольких аэропортов-хабов.

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России до 2020 года» [2] предусмотрены целевые индикаторы развития инфраструктуры аэропортов, что позволит рассчитывать на рост объемов авиаперевозок и увеличение пассажиропотока. В соответствии с динамикой роста аэропортовой инфраструктуры составляются и прогнозы развития авиаперевозок (рис. 1).

прогнозы показателей авиаперевозок

Выполнение перевозок через аэропорты России происходит крайне неравномерно из-за концентрации пассажиропотока в крупных авиационных узлах. Большая часть пассажирских перевозок выполняется на линиях, соединяющих 25 пар городов. Московский авиационный узел (МАУ) принимает 75,4% пассажиров внутренних воздушных линий, и наращивание концентрации вокруг крупных административных центров продолжается [5].

Наиболее крупные аэропортовые предприятия — Домодедово, Шереметьво и Внуково — расположены в МАУ. В 2014 году объем пассажиров, обслуженный на указанных площадках, составил 77,3 млн человек. Данный показатель имеет положительную динамику: в сравнении с 2013 г. пассажиропоток вырос на 9%. Рост в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 11%. об этом свидетельствуют данные, приведенные на рис. 2.

При текущем уровне финансирования существующих аэропортов в дальнейшей перспективе может происходить постепенное выбытие неконкурентоспособных региональных и местных аэропортов (рис. 3, пессимистический сценарий), что в целом будет ослаблять национальную аэропортовую сеть и социальные показатели транспортной доступности. В связи с этим рост финансирования в виде частных инвестиций будет способствовать стабилизации числа действующих аэропортов с постепенным восстановлением выбывших. Однако для привлечения инвестиций необходима оценка инвестиционной привлекательности объектов аэропортовой инфраструктуры, которая в значительной мере определяется величиной пассажиропотока.

сценарии развития авиаперевозок

Реальная практика разделения объединенного авиапредприятия и замена его на двух собственников («Аэропорт» и «Авиакомпания») показала, что с 1991 года почти в 6 раз сократилась сеть аэродромов, обслуживающих местные воздушные линии. В субъектах РФ закрылся ряд аэродромов и авиационных линий, связывавших их с центром страны. Сокращение маршрутной сети и объемов перевозок приводит к существенному снижению трудовой мобильности, транспортной доступности в отдельных регионах страны, сокращению занятости летного состава авиапредприятий.

Основа эффективного управления авиаперевозками заключается в возможности адекватных прогнозов пассажиропотока, имеющего специфические черты и факторы влияния на воздушном транспорте. Традиционно при формировании логистического прогноза используют экономико-математические методы и модели. однако набор факторов влияния на величину пассажиропотока на воздушных линиях существенно отличается от аналогичных показателей по другим видам транспорта в пределах регионального уровня координации.

Как известно, на формирование показателя пассажиропотока оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. к внутренним факторам, определяющим величину пассажиропотока, следует отнести уровень тарифов на авиаперевозки, которые в свою очередь определяются величиной материальных затрат авиаперевозчика, величиной и структурой аэропортовых сборов и пр. При этом внутренние факторы, в целом влияющие на привлекательность аэропортового бизнеса, во многом отражают степень макроэкономических процессов(на уровне регионов, страны, мировой экономики).

Анализ деятельности аэропортовых предприятий, выполненный нами в работе [3], показал, что есть ряд факторов, существенно определяющих объемные показатели результативности деятельности, в частности объем пассажиропотока, авиационную подвижность и количество маршрутов. одним из основных факторов, определяющих жизнеспособность аэропортов, в первую очередь региональных, является деловая активность региона, которая, на наш взгляд, складывается из таких параметров, как инвестиционный рейтинг региона, инвестиционная привлекательность отрасли, инновационный потенциал региона, характеристики прилегающего к аэропорту района (численность и авиационная подвижность населения, средняя заработная плата в регионе, потенциал развития экономики и промышленности). Факторы внешней среды представлены на рис. 4.

Рисунок 4. Факторы внешней среды, влияющие на аэропортовый бизнес

 

Пассажиропоток аэропортового предприятия оказывает существенное влияние на собственные доходы аэропортов, деловую активность предприятий неавиационной сферы, расположенных на их территории.

Анализ особенностей функционирования аэропортовых предприятий в России позволил выделить несколько факторов и специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на пассажиропоток на воздушном транспорте:

1. Авиационная подвижность населения, сказывающаяся на возможности организации смежных услуг (гостиниц, кафе, ресторанов) в крупных авиаузлах. однако влияние данного фактора будет выражено слабее в региональных аэропортах с невысоким пассажиропотоком. в небольших городах, как отмечено авторами [3, 4], пассажиры, приезжающие в аэропорт незадолго до посадки, морально не готовы воспользоваться платными услугами парковки, предприятий общественного питания и пр.

2. Масштаб экономики региона (МЭР), который предполагает деловую активность предприятий, учитывает долю прибыльных предприятий в экономике (ДПП), уровень инновационного развития региона (ИРР), рейтинг инвестиционной привлекательности региона (РИП), характеристику валового регионального продукта (ВРП), инвестиции в основной капитал (иок), площадь региона (ПР), объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), интегральный рейтинг социально-экономического положения региона (ИРСЭП).

3. Социально-экономические и демографические характеристики региона (численность населения (Ч), удаленность от Москвы (УМ), ВРП на душу населения (ВРП1), рейтинг качества жизни (РКЖ), медианная заработная плата (МЗП), средняя в регионе заработная плата одного работающего (СЗП), отношение МЗП к потребительской корзине (ЗППК)).

4. Характеристика потенциального пассажиропотока, оценка района, тяготеющего к аэропорту(численность и авиационная подвижность населения, проживающего на удалении до 150, до 300 и до 500 км).

5. Финансово-экономическая устойчивость аэропортового предприятия, определяющая его будущие доходы, прибыльность хозяйственной деятельности, а также деловую активность и способность отвечать по обязательствам.

Нами подробно изучено влияние вышеуказанных факторов в 10 наиболее загруженных аэропортах России, а также в 6 аэропортах дальневосточного региона. данные об объеме пассажиропотока и длине взлетно-посадочной полосы (ВПП) приведены на рис. 5.

пассажиропоток

Приведенные показатели подтверждают приведенные ранее данные о том, что наибольший объем пассажиропотока приходится на аэропортовые предприятия столичного региона при сходных инфраструктурных возможностях: длина ВПП исследованных аэропортов находится в пределах 2500-4000 м при медианных значениях 3,3-3,5 км.

Нами также исследованы характеристики районов тяготения к аэропорту и, соответственно, потенциального пассажиропотока. В частности изучена численность населения, рассматриваемого в качестве потенциальных потребителей авиаперевозок и прочих видов услуг, на разных расстояниях от аэропортового предприятия: до 150 км, от 151 до 300 км, от 301 до 500 км. Анализ свидетельствует об изрядном превышении значений потенциального пассажиропотока в первой десятке аэропортов.

По численности населения наибольшие показатели наблюдаются в регионах действия десяти самых загруженных аэропортов. А по показателю площади регионов наибольшие значения характерны для региональных аэропортов, что связано с географией размещения населения на территории отдельных регионов России при разной плотности. Кроме того, для региональных аэропортов характерны большие расстояния до МАУ, что оказывает существенное влияние на пассажиропоток. Анализ социально-экономических показателей, включающий сопоставление СЗП, МЗП и ЗППК, показал, что более низкие показатели отмечаются в районе функционирования региональных аэропортов Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов, в то время как в регионах Дальнего востока, в районе действия МАУ и на северо-западе показатели средней заработной платы идентичны.

Данные о масштабе экономики основаны на вышеописанных показателях и включают такой параметр, как РИП (рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России), определенный по данным Национального рейтингового агентства [6], в котором все регионы поделены на 3 категории и 9 групп. Ранг потенциального развития российских регионов (РПР) выявлен по данным Агентства стратегических инициатив [7], согласно которым все регионы РФ имеют определенный рейтинг по показателям эффективности экономики, потенциалу бизнеса, условиям жизни и уровню развития инфраструктуры.

Инновационный рейтинг регионов определен на основе инновационной карты России, разработанной Ассоциацией инновационных регионов России [8]. Рейтинг качества жизни, а также характеристики интегрального рейтинга социально-экономического положения региона (ИРСЭП), рейтинг масштабов экономики (МЭР) определены на основании данных Агентства «РИА Рейтинг» [9]. Вышеуказанные факторы влияют на пассажиропоток аэропортов, стимулируя частных потребителей, предприятия и организации регионов к инициированию поездок. Оценить степень влияния всех вышеназванных параметров можно через соответствующие показатели парного и многофакторного регрессионного анализа. Уровень связи устанавливается по шкале Чеддака.

К показателям, демонстрирующим умеренную связь с результатом, по данным исследования, нами отнесены длина ВПП (коэффициент корреляции 0,342), средняя и медианная заработная плата работающих в регионе (соответственно 0,485 и 0,447), рейтинг потенциального развития (РПР, 0,484). В ходе анализа выявлена группа предприятий, имеющих заметный, но недостаточно высокий уровень связи с пассажиропотоком аэропорта: отношение медианной заработной платы к потребительской корзине (ЗППК, коэффициент корреляции — 0,539), доля ВРП на душу населения, свидетельствующая об эффективности ведения бизнеса в регионе (ВРП1, 0,509), обобщенный рейтинг инвестиционной привлекательности региона (РИП, 0,571), рейтинг качества жизни (РКЖ, 0,575), показатель удаленности от МАУ, уровень его влияния на пассажиропотоки составляет 37,3% (УМ, 0,611), показатель потенциального пассажиропотока (численность населения, проживающего на расстоянии от 150 до 300 км до аэропорта) (ПП300, 0,584).

Показатели, имеющие высокий уровень связи с пассажиропотоком, представлены ниже. к ним относятся объем инвестиций в основной капитал предприятий, функционирующих на территории региона (ИОК, 0,809), инновационный рейтинг регионов (ИРР, 0.882., интегральный рейтинг социально-экономического развития, включающий оценку параметров масштаба экономики региона, эффективность экономики, показатели бюджетной сферы, показатели социальной сферы (ИРСЭР, 0,820), показатель потенциального пассажиропотока (численность населения, проживающего на расстоянии до 150 км до аэропорта) (ПП150, 0,885).

Очень высокую связь с результатом показывает масштаб экономики региона (0,908), который определяет общий объем производства продукции в регионе. Функции зависимости пассажиропотока аэропортового предприятия от факторов, имеющих уровень связи от заметного к весьма высокому, представлены в таблице.

функции влияния региональных факторов на пассажиропоток

*ИМК — индекс множественной корреляции; F — критерий Фишера; СКД — скорректированный коэффициент детерминации.

Представленные коэффициенты свидетельствуют о высокой степени связи изучаемых показателей, что говорит о жизнеспособности модели и возможности ее применения для прогнозирования пассажиропотока.

Библиографический список

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1734-р от 22.11.2008).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 319 «об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие транспортной системы”».

3. Зайцева Н. Как оценить инвестиционную привлекательность? // БДМ. Банки и деловой мир. — 2007. — № 12; http://www.ar-management.ru/pressroom/news.

4. Меркулова Е.И. Некоторые аспекты повышения инвестиционной привлекательности региональных аэропортов//Транспорт РФ. — 2010. — № 1 (26); http://www.rostransport. com/transportrf/pdf/26/20-22.pdf.

5. Окунева А.А. Современное состояние и развитие аэропортов РФ // Проблемы транспорта дальнего востока. Материалы международной научно-практической конференции. 2-4 октября 2013 г. — Владивосток: ДВо Российской Академии транспорта, 2013. — С. 106-107.

6. Интернет-сайт http://www.ra-national.ru/ uploads/rus/files/analytic/file_review/16.pdf

7. Интернет-сайт http://www.investinregions. ru/map/

8. Интернет-сайт http://innovation.gov.ru/map

9. Интернет-сайт http://riarating.ru/infografika/ 20140523/610617608.html

10. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Пономарева Н.А., Фалтинский Р.А. корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний. — М.: АНо «ИПЭФ», 2008.

11.Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. — киев: Эльга-н.; ника-центр, 2005.

12. Боди Зви, Кейн Алекс, Маркус Алан. Принципы инвестиций. — М.: Издательский дом «вильямс», 2002.

13. Бородулина С.А. Методология процессного управления автотранспортного предприятия в условиях нестационарности развития: Дисс. ... д-ра экон. наук. — СПб., 2012.

14. Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта. — М.: МГТУ-ГА, 2011.

15. Ендовицкий Д.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации. — M.: Издательский дом «кноРус», 2010.

16. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. — М.: Дело и сервис, 2006. — 304 с.

17. Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия — М.: Финансы и статистика, 2003.

18. Окунева А.А. Методика оценки финансовой устойчивости аэропортового предприятия на основе интегральных показателей // Экономика и управление. Российский научный журнал. — 2013. — № 11 (97). — С. 100-104.

19. Пахомов В.А. Факторы инвестиционной привлекательности предприятий. — 2009.

20. Райзман И.И., Шахназаров А.Г., Гришина И.В. оценка эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков // Инвестиции в России. — 2007. — №10.

21. Синицкий А., Борисов Ф., крамаренко А. Пределы роста авиаперевозок в России 24/03/2014; http://www.ato.ru/content/ predely-rosta-aviaperevozok-v-rossii.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 3 февраля 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog