Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. «Известиям» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Пассажиры поезда Москва – Берлин в скором времени будут проходить все виды пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения состава. Об этом сообщили в «Федеральной пассажирской компании», дочерней структуре ОАО «РЖД», которая на данный момент занимается решением этого вопроса.

Вице-премьер Киргизии Олег Панкратов стал председателем Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в 2017 году. Соответствующее решение принято в пятницу на очередном заседании Совета ЕЭК, которое проходит в режиме конференц-связи.

Сигаретные пачки с новыми пугающими картинками, оповещающих о возможных последствиях курения, появятся в продаже во всех странах участницах Евразийского экономического союза уже с середины марта.

Федеральная таможенная служба В РФ не вводила изменений в правила оформления ввозимых международных почтовых отправлений и экспресс-грузов.

/ Статьи

Книжки МДП возвратились без триумфа

Почти два с половиной года совместной работы сотрудников сразу нескольких федеральных ведомств и появление специального поручения Президента РФ правительству потребовались для того, чтобы преодолеть последствия принятия всего лишь одного ведомственного документа – письма ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП», подписанного руководителем ведомства Андреем Бельяниновым.

Восстановить ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, перемещаемых в соответствии с Конвенцией МДП (1975), удалось лишь 22 января 2016 года. В этот день вступил в силу приказ ФТС России от 14.12.2015 № 2568 «О перемещении товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП». В документе и приложении к нему перечислены участки государственной границы Российской Федерации и действующие на них пункты пропуска, через которые на территорию нашей страны внешнеторговые товары теперь можно ввозить автомобильным транспортом с применением книжек МДП.

В документе указаны участки границы РФ с Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Латвией, Литвой, Монголией, Норвегией, Польшей, Украиной, Финляндией и Эстонией. В списке пунктов пропуска, которые теперь могут оформлять книжки МДП, значатся 45 объектов. Применительно к Северо-Западу с указанной даты приказ № 2568 применяется на автомобильных пунктах пропуска Светогорск, Торфяновка, Инари, Вяртсиля, Суоперя, Лота, Салла и Люття (российско-финляндский участок границы); Борисоглебск (российско-норвежский); Ивангород, Куничина Гора, Шумилкино (российско-эстонский); Убылинка (российско-латвийский); Багратионовск, Мамоново (Гроново), Мамоново (Гжехотки), Гусев (российско-польский), также Чернышевское, Советск (российско-литовский).

Таким образом, как уточнили в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ), в регионе его деятельности полномочиями по оформлению книжек МДП наделены 13 автомобильных пунктов пропуска, входящих в состав пяти таможен. Получается, что на каждом участке сухопутной государственной границы Российской Федерации со странами Евросоюза в зоне ответственности управления такими полномочиями наделен хотя бы один пункт пропуска. Больше всего таких пунктов пропуска располагается на российско-финляндском участке границы. Это связано с тем, что ее протяженность с севера на юг превышает 1300 км.

Сначала был долг

Как известно, Конвенция МДП строится на законодательстве о страховании. На практике это означает, что каждый международный перевозчик, приобретая книжки МДП, уплачивает Международному союзу автомобильного транспорта (МСАТ, в иностранной аббревиатуре – IRU) страховую премию. В случае необходимости эти средства должны использоваться на оплату страхового случая, которым, применительно к перевозкам по процедуре МДП, является недоставка товара перевозчиком до получателя. В этом случае, согласно Конвенция МДП, размер возмещения ограничен суммой в 60 тыс. евро.

Уточним, что «ТН» в свое время неоднократно достаточно подробно освещали ситуацию, складывающуюся у нас в стране вокруг применения книжек МДП. Однако кратко напомним, что основанием для ее недавнего обострения стало утверждение ФТС России, что «по состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением (перевозчиками) процедуры МДП (в международной аббревиатуре – TIR), превышает 20 млрд рублей и составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами».

Оказавшаяся в положении ответчика Ассоциация автомобильных международных перевозчиков (АСМАП), естественно, данную претензию не признала ни по сути, ни по содержанию. Наряду с перевозчиками, сомнения в реальности обнародованного ФТС России долга на сумму более 20 млрд рублей выразили и многие эксперты транспортной отрасли. Следует отметить, что до этого момента спор между таможней и автоперевозчиками о задолженности по уплате таможенных платежей длился давно и носил перманентный характер. Одно из его обострений произошло в декабре 2002 года.

На этот раз служба решила отказаться от принятия книжек МДП в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместо них участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) было предложено «к каждой перевозке товаров в/через Россию применять меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). К ним относится таможенное сопровождение, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута перевозки».

ФТС России пояснила, что «обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. При этом декларант волен сам выбирать способ обеспечения. Его также может предоставить иное лицо, имеющее право владеть, пользоваться или распоряжаться перевозимыми грузами».

Как уже отмечалось, с момента выхода письма № 01-11/28474 прошло более 2,5 года. За это время вокруг него было сломано много копий. Кроме представителей таможенных органов России и автотранспортников, в лице АСМАП, в разрешении ситуации участвовали отечественные и зарубежные чиновники самого высокого ранга, включая нашего президента. Градус общественного накала в этом вопросе порой зашкаливал.

При этом на словах стороны конфликта декларировали стремление и готовность договариваться. В те дни Андрей Бельянинов заявил, что «служба готова на любые переговоры», а сам он надеется на компромисс и «уже дал указание своим подчиненным найти его, однако адекватной реакции со стороны оппонентов не наблюдает». Отметим, что большинство экспертов тогда отказались рассматривать ситуацию как спор двух российских хозяйствующих субъектов, на чем настаивала служба. Дело в том, что он, по сути, касался применения на территории РФ международного соглашения, принятого в 1975 году под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Поэтому АСМАП обоснованно привлекла к участию к нему МСАТ. Тем более что именно ему в конце 2002 года наши таможенники адресовали свои претензии по неуплате налогов и пошлин за недоставленные товары.

На круги своя

Судя по всему, спор вокруг книжек МДП преодолел некий рубеж, когда его участники сумели найти некий компромисс, устраивающий всех. За прошедшее с момента его начала время России сумела в полном объеме организовать применение на территории нашей страны при международных автоперевозках мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

При этом к весне 2015 года в соответствии с решениями службы из более чем 100 действующих по стране автомобильных пунктов пропуска книжки МДП принимались только на нескольких пунктах таможен Северо-Запада, расположенных на российско-финляндской границе. Кроме того, таможня начала требовать от перевозчиков более надежного, с ее точки зрения, финансового обеспечения. В качестве такового были названы поручительства по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые стали продавать ранее практически неизвестные на рынке данных услуг уполномоченные ФТС России страховые компании.

За время работы в этой сфере они сформировали достаточно обширный круг постоянных клиентов. Поэтому эксперты сомневаются, что в ближайшее время участники внешнеэкономической деятельности и международные автоперевозчики, особенно отечественные, начнут массово переходить на применение книжек МДП. Тем более что в памяти у многих еще живы далеко не радужные воспоминания о тех проблемах, с которыми они в последнее время сталкивались в пунктах пропуска на российской границе, когда доставляли товары по процедуре МДП.

При этом служба может отчитаться, что полностью выполнила поручение, которое Президент РФ дал правительству год назад – 25 февраля 2015 года. В нем говорилось о необходимости «обеспечить непрерывное действие на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 года и Соглашения с ассоциацией международных автомобильных перевозчиков до определения национального гарантийного объединения и заключения с ним соответствующего соглашения. Принять исчерпывающие меры по определению национального гарантийного объединения в рамках Конвенции МДП. Обеспечить включение в соглашение с национальным гарантийным объединением обязательств, предусматривающих повышение уровня ответственности сторон соглашения при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита». Отметим, что в качестве срока исполнения был указан июнь 2015 года.

Из документа следовало, что правительство в указанные сроки должно определить национальное гарантийное объединение в рамках конвенции МДП, – до сих пор единственной организацией, которой было делегировано право выдачи книжек МДП, являлась АСМАП, и обеспечить включение в соглашение с ней обязательств, предусматривающих повышение уровня ответственности сторон соглашения при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Напомним, что весной прошлого года ФТС России заявила о намерении расторгнуть соответствующее соглашение с АСМАП. Она также намеревалась провести конкурс по определению гарантийного объединения, которое получит право в соответствии с положениями Конвенции МДП выдавать разрешения на международные автоперевозки грузов – книжки МДП. Срок его проведения переносился, а затем от этой идеи вообще отказались.

Так, своим письмом от 10 июня 2015 года ФТС России проинформировала АСМАП об отзыве уведомления о расторжении Соглашения ГТК России с АСМАП от 7 июня 2004 года об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975), а также всех своих писем, касающихся данного вопроса.

В итоге АСМАП сохранила в России свою монопольную позицию в качестве единственного гарантийного объединения при выдаче отечественным автоперевозчикам книжек МДП. При этом, по имеющейся неофициальной информации, МСАТ (Международным союзом автоперевозчиков) рассматривается возможность повышения с 1 июня 2016 года предела гарантии по книжке МДП до 100 тыс. евро, ныне он составляет 60 тыс. долларов.

Теперь для достижения договоренности о создании единой транзитной системы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Кабинету министров следует обеспечить взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Арменией.

Потери неизбежны

Как уже отмечалось, книжкам МДП будет трудно вернуть свое место в международных автомобильных перевозках по территории России. Напомним, что до недавних пор в России более 80% международных грузоперевозок автомобильным транспортом осуществлялось именно с использованием процедуры МДП. Справедливость такого прогноза подтверждают и данные представленной недавно СЗТУ статистики. Так, в результате сравнительного анализа сведений об оформлении книжек МДП на многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) в регионах деятельности Выборгской таможни установлено, что по сравнению с 2014 годом по итогам прошлого года товаропоток по книжкам МДП снизился на 73%. В том числе в МАПП Брусничное, который не включен в перечень пунктов пропуска, наделенных полномочиями на оформление книжек МДП, снижение объемов оформления товаров по данной процедуре зафиксировано на уровне 69%.

При этом в 2015 году на 13% увеличилось количество книжек МДП, предъявленных к оформлению в МАПП Выборгской таможни, по которым было выявлено превышение подлежащей к уплате суммы таможенных пошлин, налогов над установленным АСМАП пределом гарантии. Больше всего таких книжек – 119 (66% от общего числа) было предъявлено к оформлению в МАПП Брусничное. Отметим, что он в приказ № 2568 не включен. В этих случаях перевозчикам пришлось применять иные меры обеспечения, например, дополнение к договору поручительства или товары направлялись в таможенный орган назначения по транзитным декларациям.

Исходя из этого, в СЗТУ считают, что перевозчики не стали более ответственно подходить к соблюдению предела гарантии по книжке МДП, который составляет 60 тыс. долларов. В целом за прошлый год количество случаев несоблюдения данной нормы выросло почти на 15%.

В МАПП Карельской таможни в 2015 году товаропоток по книжкам МДП сократился на 99%. Сопоставимое падение данного показателя отмечено и на МАПП других пограничных таможен Северо-Запада. Например, в МАПП Псковской таможни случаев закрытия книжек МДП в прошлом году не зафиксировано. В СЗТУ отметили, что в 2014–2015 годах книжки МДП также предъявлялись к оформлению на таможенных постах Турухтанный, Лесной порт и Гавань Балтийской таможни. При этом в 2015 году количество оформленных книжек МДП несколько увеличилось.

Однако теперь оно будет сведено на нет, так как ни один таможенный пост Балтийской таможни больше не имеет права оформлять книжки МДП. В управлении предпочитают не обсуждать вопросы, касающиеся того, почему в перечень пунктов пропуска, наделенных полномочиями оформлять книжки МДП, не вошел тот или иной пункт пропуска региона. Тем более что составление такого рода списка не относится к компетенции СЗТУ.

В то же время, говоря о ситуации с завершением процедуры МДП, специалисты уточняют, что «таможенным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность доставки иностранных товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора с применением книжки МДП, в принадлежащие ему помещения, на открытые площадки и иные территории, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения, без доставления данных товаров в место нахождения таможенного органа назначения».

Дело в том, что в соответствии с частью 6 статьи 86 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита иностранных товаров, установленные частью 4 данной статьи, не применяются при таможенном транзите иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, а Конвенция МДП является международным договором, прямо указывают, что местом доставки товаров является таможенный орган.

Подводя итог разбору ситуации, следует признать положительным тот факт, что ФТС России практически полностью восстановила действие на территории нашей страны Конвенции МДП. Теперь международные автоперевозчики имеют возможность в полном объеме использовать весь арсенал инструментов, обеспечивающих доставку товаров получателю и уплату причитающихся налогов и таможенных пошлин. Однако уже ясно, что возвращение книжек МДП, вокруг которого в последнее время кипело столько страстей, скорее всего, не будет триумфальным.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 23 марта 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Игрушки прячутся от экспертизы

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. В«ИзвестиямВ» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 16 января 2017 / Таможня

ГЛОНАСС ограничит импорт иномарок

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

 12 января 2017 / Таможня

Пассажиров проверят по ходу

Пассажиры поезда Москва – Берлин в скором времени будут проходить все виды пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения состава. Об этом сообщили в В«Федеральной пассажирской компанииВ», дочерней структуре ОАО В«РЖДВ», которая на данный момент занимается решением этого вопроса.

 11 января 2017 / Таможня

Вот и совместная граница пригодилась

В последнее время неожиданно выяснилось, что в Москве и Минске по-разному трактуют понятие В«открытая границаВ». Речь идет о той, что разделяет Россию и Беларусь. С недавних пор в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) она считается внутренней, поэтому таможенный контроль на ней не осуществляется.

 10 января 2017 / Таможня

Беларусь усложняет импорт техники

Со следующего года власти Беларуси намерены ввести обязательную сертификацию импортной бытовой техники. Это следует из постановления Совета министров РБ, принятого 21 октября 2016 года.

 9 января 2017 / Таможня

Игрушки прячутся от экспертизы

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. В«ИзвестиямВ» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 16 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

ГЛОНАСС ограничит импорт иномарок

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

 12 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Пассажиров проверят по ходу

Пассажиры поезда Москва – Берлин в скором времени будут проходить все виды пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения состава. Об этом сообщили в В«Федеральной пассажирской компанииВ», дочерней структуре ОАО В«РЖДВ», которая на данный момент занимается решением этого вопроса.

 11 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Вот и совместная граница пригодилась

В последнее время неожиданно выяснилось, что в Москве и Минске по-разному трактуют понятие В«открытая границаВ». Речь идет о той, что разделяет Россию и Беларусь. С недавних пор в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) она считается внутренней, поэтому таможенный контроль на ней не осуществляется.

 10 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Беларусь усложняет импорт техники

Со следующего года власти Беларуси намерены ввести обязательную сертификацию импортной бытовой техники. Это следует из постановления Совета министров РБ, принятого 21 октября 2016 года.

 9 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog