Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Как стать уполномоченным экономическим оператором

Алексей Васильев, к.ю.н., LLM, юрист Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры», рассказывает об условиях получения статуса уполномоченного экономического оператора.

Приобретение статуса уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО), позволяет участникам внешнеэкономической деятельности воспользоваться рядом упрощений таможенных процедур, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) и федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 41 ТК ТС такие упрощения заключаются в возможности осуществлять:

1. Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (без приобретения УЭО статуса склада временного хранения);

2. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

3. Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (включая завершение таможенного транзита товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе). Причем право совершать таможенные операции на территории УЭО также распространяется на те товары, в отношении которых законом установлены особые места совершения операций с ними1.

Помимо перечисленного ст. 86 Закона о таможенном регулировании также наделяет УЭО, действующего в качестве декларанта товаров, а также таможенного представителя, действующего от имени и по поручению УЭО, правом осуществлять предварительное таможенное декларирование товаров, подавать неполную таможенную декларацию, осуществлять периодическое таможенное декларирование2.

Предусмотренные упрощения при выпуске УЭО товаров выражаются также и в процедурном аспекте. Например, установлено, что по прошествии пяти часов после направления в таможенные органы документов, необходимых для выпуска товаров, и при отсутствии выданного запрета на снятие средств идентификации с товаров разрешение считается полученным; перевозчик также вправе передать товар УЭО без получения разрешения таможенный органов назначения. С момента принятия товаров от перевозчика они считаются выпущенными (п. 1, 2 ст. 87 Закона о таможенном регулировании).

Как видно, операции связанные с таможенным контролем и таможенным оформлением товаров (за исключением отдельных товаров3) могут проводиться в более комфортном режиме и предполагают более эффективное прохождение таможенных процедур. Однако возможность их применения поставлена в зависимость от получения компанией статуса УЭО и требует выполнения определенных условий.

Лица, действующие в качестве УЭО

Прежде всего, в соответствии со ст. 38 ТК ТС, ст. 85 Закона о таможенном регулировании статус УЭО может получить только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из РФ.

Здесь необходимо подчеркнуть несколько обстоятельств: а) УЭО может быть только юридическое лицо, которое внесено в реестр УЭО только одного государства – члена ТС. Таким образом, акты ТС не предусматривают института признания УЭО, что, конечно, не исключает возможности создания на территории иного государства – члена ТС дочернего общества и получения там статуса УЭО, однако в этом случае такое общество обязано соблюсти все требования государства – члена ТС, включая требование о предоставлении обеспечения; б) цель ввоза товаров должна быть сопряжена с их использованием в производственной и иной предпринимательской деятельности.

С технической стороны статус УЭО присваивается юридическому лицу таможенными органами путем внесения информации об обществе в реестр УЭО и выдачи соответствующего свидетельства. Для получения указанного свидетельства претендент подает в уполномоченные таможенные органы ряд документов, которые, в свою очередь, подтверждают исполнение всех требований, перечисленных в законе (ст. 90 Закона о регулировании таможенной деятельности), включая следующие.

Обеспечение. УЭО обязаны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Пункт 1 ст. 39 ТК ТС устанавливает в отношении этого условия дифференцированный подход: в качестве общего правила устанавливается сумма, эквивалентная 1 млн евро; однако лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена ТС на день предоставления такого обеспечения.

По выбору плательщика обеспечение предоставляется денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества (ст. 86 ТК ТС)4.

Документы, подтверждающие предоставление таможенному органу обеспечение, могут быть представлены заявителем после получения от таможенного органа уведомления о подтверждении соблюдения иных условий не позднее 30 дней со дня направления предварительного решения таможенного органа о соблюдении иных условий включения (п. 6 ст. 90 ТК ТС).

Отсутствие правонарушений. Компания также должна подтвердить отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям в совокупности составила 500 000 рублей и более (пп. 5 ст. 39 ТК ТС, п. 2 ст. 88 Закона о таможенном регулировании).

Указанное требование подразумевает девять составов правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП):

• незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1. КоАП);

• недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2. КоАП);

• несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст. 16.3. КоАП);

• представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7. КоАП);

• недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст. 16.9. КоАП);

• непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15. КоАП);

• представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17. КоАП);

• незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст.16.20 КоАП);

• нарушение сроков уплаты таможенных платежей (16.22. КоАП).

Отсутствие судимости за совершение преступлений. Для получения статуса УЭО для руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация совершения таможенных операций и (или) их совершение, а также для руководителя и сотрудников, совершающих таможенные операции, таможенного представителя, который будет применять специальные упрощения от имени и по поручению юридического лица, обязательным является отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности (пп. 3 п. 4 ст. 88 Закона о таможенном регулировании).

Продолжительность ведения внешнеторговой деятельности. Компании необходимо также подтвердить осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств – членов ТС, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган (пп. 2 ст. 39 ТК ТС, пп. 2 п. 4 ст. 88 Закона о таможенном регулировании). Указанный срок ведения внешнеэкономической деятельности подтверждается копиями использованных таможенных документов (пп.7, п.3 ст. 90 Закона о таможенном регулировании).

Отсутствие задолженности по таможенным платежам и налогам. ТК ТС в качестве условия предоставления статуса УЭО предполагает также отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней (пп. 3 ст. 39 ТК ТС), а также отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах государств – членов ТС (пп. 4 ст. 39 ТК ТС).

Наличие системы учета товаров. Наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законодательством государств – членов ТС (пп. 6 ст. 39 ТК ТС), также является необходимым требованием.

Условие о наличии системы учета товаров, считается выполненным, если заявитель соблюдает следующие требования (п. 3 ст. 88 Закона о таможенном регулировании):

• ведет бухгалтерский и налоговый учет, а также учет для таможенных целей в соответствии со ст. 96 Закона о таможенном регулировании (см. ниже);

• предоставляет таможенным органам доступ в пределах их компетенции к базам и банкам данных таможенных операций автоматизированных информационных систем заявителя с учетом требований законодательства РФ о защите информации;

• применяемая им система учета логистических операций, связанных с транспортировкой и хранением товаров, предусматривает раздельный учет совершения таких операций с иностранными товарами и товарами ТC;

• применяет автоматизированную информационную систему, содержащую меры защиты информации, обеспечивающие предотвращение несанкционированного доступа к информации, возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Требование о внедрении УЭО системы учета для таможенных целей предполагает, прежде всего, следующее5:

• ведение раздельного учета ввозимых и вывозимых товаров в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах и надлежащего контроля за их наличием и движением в соответствии с требованиями законодательства РФ по ведению бухгалтерского и налогового учета;

• предоставление ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в таможенный орган отчетности нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции с применением специальных упрощений, предусмотренных п. 1 ст. 41 ТК ТС (см. подробнее п. 4 , 5 ст. 96 Закона о таможенном регулировании).

Отчетность может предоставляться в таможенный орган в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе.

УЭО несет ответственность за непредоставление и (или) несвоевременное предоставление в установленный срок в таможенный орган отчетности, а равно предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Исключение применения упрощенной системы налогообложения. Пп. 1 п. 4 ст. 88 Закона о таможенном регулировании предусматривает данное требование.

Наличие помещений для хранения товаров. В случае применения таможенной операции временного хранения УЭО должен обеспечить нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения иностранных товаров (пп. 4 п. 4 ст. 88 Закона о таможенном регулировании).

уполномоченный экономический операторПомещения, открытые площадки УЭО имеют статус зоны таможенного контроля. Пределы указанной зоны таможенного контроля определяются таможенным органом и УЭО в соглашении и должны иметь специальные обозначения. Вывоз товаров, находящихся под таможенным контролем, за пределы указанной зоны осуществляется с разрешения таможенного органа (п.2 ст. 89 Закона о таможенном регулировании).

Помещения, открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения УЭО иностранных товаров, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками УЭО), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Допустимо также хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, и иных товаров, находящихся на хранении, в одном помещении при условии их раздельного размещения, которое обеспечивается любым приемлемым для УЭО способом, позволяющим визуально отличить товары, находящиеся под таможенным контролем, от других товаров (оградительная лента, перегородки, технологические проходы, обозначенные соответствующими табличками и надписями).

Допускается хранение насыпных, наливных товаров, находящихся под таможенным контролем, совместно с товарами того же вида и качества, находящимися на хранении.

Требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий УЭО, осуществляющего производственную деятельность, таможенными органами не устанавливаются (ст. 89 Закона о таможенном регулировании).

Права на указанные объекты подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации прав на помещения и (или) открытые площадки или договором аренды (субаренды) помещения или земельного участка, на котором расположена открытая площадка, зарегистрированного в установленном порядке. Прилагается также план (чертеж) складского помещения с указанием планируемого места нахождения товаров, находящихся под таможенным контролем; план (чертеж) открытой площадки с указанием размеров и расположения этой площадки на производственной территории (пп. 8, п. 3 ст. 90 Закона о таможенном регулировании).

Соглашение УЭО с таможенными органами

Ст. 94 ТК ТС закрепляет в качестве принципа проведения таможенного контроля, «принцип взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности», в том числе при применении УЭО специальных упрощений (ч. 8 ст. 86 Закона о таможенном регулировании). Между соответствующим таможенным органом и УЭО при принятии решения о присвоении последнему статуса УЭО заключается соглашение о взаимодействии, включающее регламент информационного обмена между УЭО и таможенными органами, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб, снятых УЭО в рамках завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении иностранных товаров, следующих в адрес УЭО, осуществляющего производственную деятельность, выпуска товаров до подачи таможенной декларации или с применением предварительного таможенного декларирования товаров.

Типовая форма указанного соглашения определяется ФТС РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 244, п. 4 ст. 257 и п. 4 ст. 269 ТК ТС указанное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения УЭО таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Использование указанного соглашения в качестве документа, предусматривающего условия применения соответствующей таможенной процедуры переработки, не освобождает УЭО от соблюдения иных обязанностей, связанных с применением и завершением соответствующей таможенной процедуры переработки.

Расторжение соглашения, помимо прочего, является основанием для отзыва свидетельства о включении в реестр УЭО (пп. 7 п.8 ст. 94 Закона о таможенном регулировании).

Вместе с заявлением компания направляет в таможенные органы перечень сведений, а также ряд документов, подтверждающих соблюдение всех перечисленных условий для получения указанного статуса (ст. 90 Закона о таможенном регулировании).

Уполномоченный таможенный орган рассматривает заявление о включении в реестр УЭО и принимает решение о включении или об отказе во включении юридического лица в указанный реестр в срок, не превышающий 90 дней со дня его принятия к рассмотрению (п. 1 ст. 91 Закона о таможенном регулировании).

Законом закреплена последующая проверка соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса УЭО. В связи с этим уполномоченный таможенный орган вправе осуществлять выездную таможенную проверку в отношении заявителя (п. 2 ст. 91 Закона о таможенном регулировании).

В заключении отметим, что институт УЭО призван облегчить проведение операций связанных с таможенным оформлением и контролем. Ряд участников внешней экономической деятельности уже намерены воспользоваться разработанной системой упрощений . Однако на данный момент, несомненно, институт находится на этапе становления и ряд нормативных актов, таких как, например, административный регламент, порядок подачи заявления и иных документов для включения в реестр УЭО и некоторые другие, еще ждут своего принятия.

См. п. 3 ст. 86 Закона о таможенном регулировании. Последний ограничивает применение ч. 2 ст.205 Закона о таможенном регулировании, в соответствии с которой предусматривается возможность определения специальных органов и мест декларирования в отношении определенных товаров: культурных ценностей, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружения, экспресс-грузов, выставочных образцов, товаров, ввозимых в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны и др.

См. подробнее ст.ст. 193, 194, 211-215 Закона о таможенном регулировании.

Нужно учитывать, что Комиссия ТС вправе определять перечни товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения (п.3 ст. 41 ТК ТС). Это ограничение касается: 1) подакцизных товаров, подлежащих маркировке, перечень которых определяется законодательством государств – членов ТС; 2) иных товаров в соответствии с законодательством государств – членов ТС (см. Решение Комиссии ТС от 18.06.2010 № 323). В последнем случае решение принимается правительством РФ (п.2 ст. 86 Закона о таможенном регулировании).

Применительно к банковским гарантиям Федеральная таможенная служба Российской Федерации рекомендует таможенным органам принимать банковские гарантии, составленные согласно образцам, прилагаемым к Письму ФТС РФ от 07.07.2010 № 01-11/33445 «О банковских гарантиях».

См. подробнее ст. 96 Закона о таможенном регулировании.

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 28 ноября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog