Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

Суд Евразийского экономического союза установил, что Белоруссия не полностью исполняет договор об обеспечении свободы движения товаров.

Изменения в законодательство в сфере таможенного регулирования, касающиеся ввоза на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, по ставке ниже действующего таможенного тарифа, будут способствовать более справедливой конкуренции на едином рынке Евразийского союза. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

/ Статьи

Как работает уполномоченный экономический оператор

С введением ТК ТС институт участников ВЭД пополнился новым лицом - уполномоченным эконо­мическим оператором. Ранее льготный режим предоставлялся в рамках ТК РФ как «специальная упрощенная процедура». Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимо­действия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных процедур; ослабление административного давления и др. 

Несмотря на то, что определенный льготный режим существовал ранее, уполномоченный экономический опе­ратор - это новый для России и стран ТС институт, имею­щий своими источниками нормы международного права, где применяется понятие «уполномоченный грузополуча­тель» (Международная конвенция от 18 мая 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», Россия присоединилась к Конвенции в 2010 году), а также суще­ствовавшие до его введения определенные категории лиц, пользующихся льготами.

Уполномоченный экономический оператор в Таможен­ном союзе - это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансо­вые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

Получение статуса уполно­моченного экономического оператора предоставляет эко­номическому субъекту ряд су­щественных льгот. Нижеука­занные льготы (специальные упрощения) будут описаны более подробно.

В настоящее время право­вое регулирование института уполномоченного экономического оператора осуществля­ется на двух уровнях. В ТК ТС закреплены основные обя­зательные положения. На национальном уровне институт уполномоченного экономического оператора регулируется ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311 (приложение № 1).

Уполномоченный экономический оператор в Таможен­ном союзе - это юридическое лицо, которое должно отве­чать определенному перечню общих требований (наднацио­нальных) требований и соблюдать общие условия, а также отвечать дополнительным требованиям и соблюдать допол­нительные условия, которые могут быть установлены в стра­не Таможенного союза, в соответствии с законодательством которой уполномоченный экономический оператор создан как юридическое лицо. При условии выполнения всех тре­бований и соблюдения всех условий, а также включении в соответствующий реестр юридическое лицо приобретает статус уполномоченного экономического оператора и может пользоваться специальными упрощениями, предусмо­тренными в ТК ТС.

Статус уполномоченного экономического оператора признается только на территории того государства, которое присвоило данный статус.

Уполномоченный экономический оператор в РФ должен отвечать установленным в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в РФ» критериям, в том числе иметь надле­жащее досье соответствия требованиям таможенной служ­бы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации.

В Законе «О таможенном регулировании в РФэкономический оператор в таможенном союзе» раскры­ваются (детализируются) требования и условия, перечис­ленные в ТК ТС, а также вводятся дополнительные.

Так, для того, чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора в РФ, необходимо:

- если юридическое лицо производит и/или экспорти­рует товары, не облагаемые пошлиной, и при этом товары соответствуют критериям, ко­торые дополнительно устано­вит Комиссия таможенного союза (до настоящего време­ни критерии не установлены), то юридическое лицо должно предоставить обеспечение в сумме, эквивалентной 150 тыс. Евро. Если под данные условия юридическое лицо не подпадает, то - 1 млн Евро;
- вести ВЭД не менее одного года;
- чтобы отсутствовали задолженности по уплате тамо­женных платежей и иных налогов;
- чтобы отсутствовало в течение одного года более одно­го факта привлечения к административной ответственно­сти по определенным статьям КоАП РФ (приложение № 1), при одновременном условии, что сумма штрафов в совокуп­ности составила бы не более 500 000 рублей;
- чтобы велась определенная в Законе «О таможенном регулировании в РФ» система учета товаров, которая имеет существенные особенности и отличия, при этом отчетность может представляться в электронном виде, если лицо обла­дает электронной цифровой подписью;
- чтобы система налогообложения не была упрощенной;
- чтобы отсутствовала судимость за экономические пре­ступления как у полномочных должностных лиц юриди­ческого лица, претендующего на статус уполномоченного экономического оператора, так и у таможенного представи­теля, который будет применять упрощения в случае поруче­ния ему декларирования;
- чтобы в собственности, хозяйственном ведении, опе­ративном управлении или аренде находились помещения/ открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров. При этом такие территории должны отвечать определенным в Законе «О таможенном регулировании в РФ» требованиям.

Что касается процедуры получения статуса уполномо­ченного экономического оператора, то она представляет собой, во-первых, серьезную подготовительную работу и требует от юридического лица скрупулезности, внимания и, безусловно, финансовых затрат, во-вторых, по оценкам экс­пертов, реальный максимальный срок включения в реестр, не включая времени сбора и подготовки пакета документов, но с учетом сроков выездной внеплановой проверки, может составить около девяти месяцев.

В итоге, что дает юридическому лицу статус уполномо­ченного экономического оператора:

1. Прежде всего, речь идет о возможности хранить и осу­ществлять таможенное оформление ввозимых в Таможен­ный союз товаров на площадях (складах) оператора, выпу­скать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации.
2. Уполномоченному экономическому оператору предо­ставляется возможность осуществления доставки иностран­ных товаров напрямую на его склады (помещения) без их предъявления в таможенный орган назначения (во внутрен­ний таможенный орган).
3. Отсутствуют ограничения по местам декларирования отдельных категорий товаров.
4. Предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической деклара­ции; периодическое таможенное декларирование.
5. При применении уполномоченным экономическим оператором предварительного декларирования (т.е. подача таможенной декларации в отношении иностранных това­ров до их прибытия на таможенную территорию ТС) тамо­женный орган может уведомить оператора о проведении таможенного досмотра до прибытия таких товаров.
Это позволит оператору быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки таможенного оформления товаров.
6. Более того, уполномоченный экономический опера­тор имеет право «выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей», получая тем самым на срок от 10 до 40 дней беспроцентную отсрочку таможенного пла­тежа.
7. Уполномоченный экономический оператор может ука­зывать один классификационный код ТН ВЭД в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз ко­торого предполагается несколькими товарными партиями8. Кроме того, предусматривается возможность заключе­ния между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом специального соглашения, в котором будут определяться порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи та­моженных пломб и иные вопросы.
Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне та­моженной территории и для внутреннего потребления). Таким образом, данное положение освобождает оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на перера­ботку.
9. Относительно таможенного транзита, уполномоченно­му экономическому оператору предоставлено право достав­ки иностранных товаров, следующих в его адрес от таможен­ного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, на территории уполномоченного экономического оператора, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения, без доставления указанных товаров в место на­хождения таможенного органа назначения. Пределы такой зоны определяются в соглашении, о котором говорилось выше.
10. При осуществлении таможенного транзита не предо­ставляется обеспечение уплаты таможенных платежей.
11. Если уполномоченный экономический оператор осуществляет производственную деятельность, то у него появляются дополнительные возможности для того, чтобы процедура таможенного оформления и транзита была более упрощенной.

Справка:

* Правительство РФ в соответствии с таможенным за­конодательством Таможенного союза вправе определять пере­чень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору.

* Правительство Российской Федерации вправе опреде­лять порядок предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора о проведении проверки товаров, вы­возимых из РФ, до их загрузки в транспортное средство для вывоза товаров из РФ.

* Особенности завершения таможенного транзита ино­странных товаров не применяются при таможенном транзи­те иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, прямо устанавливающими, что местом доставки товаров является таможенный орган.

* В случае, если в соответствии с системой управления рисками таможенный орган примет решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации, поданной уполномоченным эконо­мическим оператором или таможенным представителем по его поручению, такой таможенный контроль проводится в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, где размещены такие товары, в приоритетном порядке.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сейчас в списке лиц, пользующихся специальными упро­щенными процедурами таможенного оформления состоят 153 организации, которые в письменной форме проинфор­мировали ФТС России до 31.12.2010 о своем согласии быть включенными в реестр уполномоченных экономических операторов.

Такую возможность они получили благодаря переходным регулировании в РФ», и письму ФТС России от 17.12.2010 №01-11/61735.

Данные организации могут пользоваться установленны­ми в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в РФ» специальными упрощенными процедурами до истечения 90 дней после дня вступления в силу вышеуказанного Порядка.

К настоящему моменту порядок осуществления тамо­женными органами действий по включению в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также формы свидетельств и порядок их заполнения не определены. Предельный срок разработки и введения в дей­ствие такого порядка - 01.01.2012.

Также не представлена на публичное ознакомление ти­повая форма соглашения, которое может быть заключено между уполномоченным экономическим оператором и та­моженным органом, и которое является важным элементом в технологии взаимоотношений уполномоченного экономи­ческого оператора.

Таким образом, институт уполномоченного экономиче­ского оператора в полной мере пока не заработал и, соот­ветственно, в настоящее время оценка закрепленных в зако­нодательстве технологий с точки зрения их эффективности представляется преждевременной.

Однако, несомненно, перечисленные выше преимуще­ства, которые предусмотрены для уполномоченного эконо­мического оператора, являются существенными и в случае успешной реализации данной новеллы, могут значительно облегчить деятельность определенной категории участни­ков ВЭД.

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕН­НОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В РЕСПУБЛИ­КЕ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Для Республики Беларусь предусмотрено временное по­ложение относительно суммы обеспечения в 1 млн Евро, ко­торое начнет действовать только с 01.05.2012 года.

В Белоруссии действовал институт добросовестных участников ВЭД, который фактически в настоящее время продолжает действовать, так как он, по сути, был переиме­нован в институт уполномоченного экономического опера­тора.

Продолжает действовать Указ Президента Белоруссии от 28.01.2008 г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»

Для Казахстана не предусмотрены переходные положе­ния в применении норм ТК ТС об уполномоченном эконо­мическом операторе. Положения ТК ТС об уполномоченном экономическом операторе были восприняты и расширены в Кодексе РК о таможенном деле.

Имеются некоторые отличия от российского законода­тельства, в частности, юридическое лицо должно вести ВЭД не менее двух лет; факт отсутствия судимости важен также и в отношении учредителей юридического лица; факт при­влечения таможенного представителя к административной ответственности не имеет значения и др.

Ранее специальными упрощениями в Республике Казах­стан пользовались лица, именуемые как «участник ВЭД, от­носящийся к категории минимального риска», которые и становятся уполномоченными экономическими оператора­ми (Приказ Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 29 июня 2005 года № 240) при выполнении условий наднациональ­ного и национального законодательства Республики Казах­стан.

Как уже было отмечено, в странах Европейского союза достаточно давно и успешно осуществляет свою деятель­ность такой субъект правоотношений как «уполномочен­ный грузополучатель» - т.е. лицо, уполномоченное таможен­ной службой получать товары непосредственно по месту его нахождения без необходимости их предъявления в орган назначения.

Помимо этого, в Европейском союзе успешно работает «уполномоченный грузоотправитель» - лицо, уполномочен­ное таможенной службой отправлять товары непосредствен­но с места его нахождения без необходимости их предъявле­ния в орган отбытия.

Существенным отличием является то, что указанные категории лиц могут оказывать услуги по таможенному оформлению товаров в отличие от уполномоченного эконо­мического оператора, в остальном уполномоченный эконо­мический оператор соответствует институту европейского уполномоченного грузополучателя.

Взаимоотношения данных субъектов с контролирующи­ми органами строятся на основе закрепленных в Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», а также рамочных стандартах безопасности и облегчения ми­ровой торговли. Ключевыми элементами, которые должны применять таможенные администрации, являются:

- минимальное администрирование;
- применение технологии риск-менеджмента (риски уплаты налогов и выборочный контроль);
- максимальное использование автоматизированных си­стем;
- использование предварительной информации о прибы­тии грузов для внедрения программ выборочного контро­ля;
- использование электронной передачи данных;
- свобода перемещения товаров.

Проблемы унификации правового регулирования в рам­ках Таможенного союза.

Часть полномочий по правовому регулированию инсти­тута уполномоченного экономического оператора передана на национальный уровень. Как было сказано ранее, в зако­нодательствах трех стран имеются некоторые различия в требованиях, предъявляемых к уполномоченному экономи­ческому оператору, а также в его правомочиях.

Это связанно, в том числе, с различиями в подходах к определению ответственности участников ВЭД, особен­ностями сложившегося взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, развитием реально действующей инфраструктуры, транспортного потенциала и др.

В настоящее время законодательство ТС не порождает у его участников необходимость унифицировать все нормы об уполномоченном экономическом операторе. Главное условие - это соблюдение общих требований, в том числе принятие норм, которые бы не ослабляли наднациональное законодательство.

К. Л. Курочкин,

руководитель Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ», член Экспертного совета по таможенно­му регулированию Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"



 13 октября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog