Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Как работает уполномоченный экономический оператор

С введением ТК ТС институт участников ВЭД пополнился новым лицом - уполномоченным эконо­мическим оператором. Ранее льготный режим предоставлялся в рамках ТК РФ как «специальная упрощенная процедура». Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимо­действия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных процедур; ослабление административного давления и др. 

Несмотря на то, что определенный льготный режим существовал ранее, уполномоченный экономический опе­ратор - это новый для России и стран ТС институт, имею­щий своими источниками нормы международного права, где применяется понятие «уполномоченный грузополуча­тель» (Международная конвенция от 18 мая 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», Россия присоединилась к Конвенции в 2010 году), а также суще­ствовавшие до его введения определенные категории лиц, пользующихся льготами.

Уполномоченный экономический оператор в Таможен­ном союзе - это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансо­вые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

Получение статуса уполно­моченного экономического оператора предоставляет эко­номическому субъекту ряд су­щественных льгот. Нижеука­занные льготы (специальные упрощения) будут описаны более подробно.

В настоящее время право­вое регулирование института уполномоченного экономического оператора осуществля­ется на двух уровнях. В ТК ТС закреплены основные обя­зательные положения. На национальном уровне институт уполномоченного экономического оператора регулируется ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311 (приложение № 1).

Уполномоченный экономический оператор в Таможен­ном союзе - это юридическое лицо, которое должно отве­чать определенному перечню общих требований (наднацио­нальных) требований и соблюдать общие условия, а также отвечать дополнительным требованиям и соблюдать допол­нительные условия, которые могут быть установлены в стра­не Таможенного союза, в соответствии с законодательством которой уполномоченный экономический оператор создан как юридическое лицо. При условии выполнения всех тре­бований и соблюдения всех условий, а также включении в соответствующий реестр юридическое лицо приобретает статус уполномоченного экономического оператора и может пользоваться специальными упрощениями, предусмо­тренными в ТК ТС.

Статус уполномоченного экономического оператора признается только на территории того государства, которое присвоило данный статус.

Уполномоченный экономический оператор в РФ должен отвечать установленным в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в РФ» критериям, в том числе иметь надле­жащее досье соответствия требованиям таможенной служ­бы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации.

В Законе «О таможенном регулировании в РФэкономический оператор в таможенном союзе» раскры­ваются (детализируются) требования и условия, перечис­ленные в ТК ТС, а также вводятся дополнительные.

Так, для того, чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора в РФ, необходимо:

- если юридическое лицо производит и/или экспорти­рует товары, не облагаемые пошлиной, и при этом товары соответствуют критериям, ко­торые дополнительно устано­вит Комиссия таможенного союза (до настоящего време­ни критерии не установлены), то юридическое лицо должно предоставить обеспечение в сумме, эквивалентной 150 тыс. Евро. Если под данные условия юридическое лицо не подпадает, то - 1 млн Евро;
- вести ВЭД не менее одного года;
- чтобы отсутствовали задолженности по уплате тамо­женных платежей и иных налогов;
- чтобы отсутствовало в течение одного года более одно­го факта привлечения к административной ответственно­сти по определенным статьям КоАП РФ (приложение № 1), при одновременном условии, что сумма штрафов в совокуп­ности составила бы не более 500 000 рублей;
- чтобы велась определенная в Законе «О таможенном регулировании в РФ» система учета товаров, которая имеет существенные особенности и отличия, при этом отчетность может представляться в электронном виде, если лицо обла­дает электронной цифровой подписью;
- чтобы система налогообложения не была упрощенной;
- чтобы отсутствовала судимость за экономические пре­ступления как у полномочных должностных лиц юриди­ческого лица, претендующего на статус уполномоченного экономического оператора, так и у таможенного представи­теля, который будет применять упрощения в случае поруче­ния ему декларирования;
- чтобы в собственности, хозяйственном ведении, опе­ративном управлении или аренде находились помещения/ открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров. При этом такие территории должны отвечать определенным в Законе «О таможенном регулировании в РФ» требованиям.

Что касается процедуры получения статуса уполномо­ченного экономического оператора, то она представляет собой, во-первых, серьезную подготовительную работу и требует от юридического лица скрупулезности, внимания и, безусловно, финансовых затрат, во-вторых, по оценкам экс­пертов, реальный максимальный срок включения в реестр, не включая времени сбора и подготовки пакета документов, но с учетом сроков выездной внеплановой проверки, может составить около девяти месяцев.

В итоге, что дает юридическому лицу статус уполномо­ченного экономического оператора:

1. Прежде всего, речь идет о возможности хранить и осу­ществлять таможенное оформление ввозимых в Таможен­ный союз товаров на площадях (складах) оператора, выпу­скать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации.
2. Уполномоченному экономическому оператору предо­ставляется возможность осуществления доставки иностран­ных товаров напрямую на его склады (помещения) без их предъявления в таможенный орган назначения (во внутрен­ний таможенный орган).
3. Отсутствуют ограничения по местам декларирования отдельных категорий товаров.
4. Предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической деклара­ции; периодическое таможенное декларирование.
5. При применении уполномоченным экономическим оператором предварительного декларирования (т.е. подача таможенной декларации в отношении иностранных това­ров до их прибытия на таможенную территорию ТС) тамо­женный орган может уведомить оператора о проведении таможенного досмотра до прибытия таких товаров.
Это позволит оператору быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки таможенного оформления товаров.
6. Более того, уполномоченный экономический опера­тор имеет право «выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей», получая тем самым на срок от 10 до 40 дней беспроцентную отсрочку таможенного пла­тежа.
7. Уполномоченный экономический оператор может ука­зывать один классификационный код ТН ВЭД в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз ко­торого предполагается несколькими товарными партиями8. Кроме того, предусматривается возможность заключе­ния между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом специального соглашения, в котором будут определяться порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи та­моженных пломб и иные вопросы.
Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне та­моженной территории и для внутреннего потребления). Таким образом, данное положение освобождает оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на перера­ботку.
9. Относительно таможенного транзита, уполномоченно­му экономическому оператору предоставлено право достав­ки иностранных товаров, следующих в его адрес от таможен­ного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, на территории уполномоченного экономического оператора, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения, без доставления указанных товаров в место на­хождения таможенного органа назначения. Пределы такой зоны определяются в соглашении, о котором говорилось выше.
10. При осуществлении таможенного транзита не предо­ставляется обеспечение уплаты таможенных платежей.
11. Если уполномоченный экономический оператор осуществляет производственную деятельность, то у него появляются дополнительные возможности для того, чтобы процедура таможенного оформления и транзита была более упрощенной.

Справка:

* Правительство РФ в соответствии с таможенным за­конодательством Таможенного союза вправе определять пере­чень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору.

* Правительство Российской Федерации вправе опреде­лять порядок предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора о проведении проверки товаров, вы­возимых из РФ, до их загрузки в транспортное средство для вывоза товаров из РФ.

* Особенности завершения таможенного транзита ино­странных товаров не применяются при таможенном транзи­те иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, прямо устанавливающими, что местом доставки товаров является таможенный орган.

* В случае, если в соответствии с системой управления рисками таможенный орган примет решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации, поданной уполномоченным эконо­мическим оператором или таможенным представителем по его поручению, такой таможенный контроль проводится в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, где размещены такие товары, в приоритетном порядке.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сейчас в списке лиц, пользующихся специальными упро­щенными процедурами таможенного оформления состоят 153 организации, которые в письменной форме проинфор­мировали ФТС России до 31.12.2010 о своем согласии быть включенными в реестр уполномоченных экономических операторов.

Такую возможность они получили благодаря переходным регулировании в РФ», и письму ФТС России от 17.12.2010 №01-11/61735.

Данные организации могут пользоваться установленны­ми в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в РФ» специальными упрощенными процедурами до истечения 90 дней после дня вступления в силу вышеуказанного Порядка.

К настоящему моменту порядок осуществления тамо­женными органами действий по включению в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также формы свидетельств и порядок их заполнения не определены. Предельный срок разработки и введения в дей­ствие такого порядка - 01.01.2012.

Также не представлена на публичное ознакомление ти­повая форма соглашения, которое может быть заключено между уполномоченным экономическим оператором и та­моженным органом, и которое является важным элементом в технологии взаимоотношений уполномоченного экономи­ческого оператора.

Таким образом, институт уполномоченного экономиче­ского оператора в полной мере пока не заработал и, соот­ветственно, в настоящее время оценка закрепленных в зако­нодательстве технологий с точки зрения их эффективности представляется преждевременной.

Однако, несомненно, перечисленные выше преимуще­ства, которые предусмотрены для уполномоченного эконо­мического оператора, являются существенными и в случае успешной реализации данной новеллы, могут значительно облегчить деятельность определенной категории участни­ков ВЭД.

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕН­НОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В РЕСПУБЛИ­КЕ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Для Республики Беларусь предусмотрено временное по­ложение относительно суммы обеспечения в 1 млн Евро, ко­торое начнет действовать только с 01.05.2012 года.

В Белоруссии действовал институт добросовестных участников ВЭД, который фактически в настоящее время продолжает действовать, так как он, по сути, был переиме­нован в институт уполномоченного экономического опера­тора.

Продолжает действовать Указ Президента Белоруссии от 28.01.2008 г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»

Для Казахстана не предусмотрены переходные положе­ния в применении норм ТК ТС об уполномоченном эконо­мическом операторе. Положения ТК ТС об уполномоченном экономическом операторе были восприняты и расширены в Кодексе РК о таможенном деле.

Имеются некоторые отличия от российского законода­тельства, в частности, юридическое лицо должно вести ВЭД не менее двух лет; факт отсутствия судимости важен также и в отношении учредителей юридического лица; факт при­влечения таможенного представителя к административной ответственности не имеет значения и др.

Ранее специальными упрощениями в Республике Казах­стан пользовались лица, именуемые как «участник ВЭД, от­носящийся к категории минимального риска», которые и становятся уполномоченными экономическими оператора­ми (Приказ Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 29 июня 2005 года № 240) при выполнении условий наднациональ­ного и национального законодательства Республики Казах­стан.

Как уже было отмечено, в странах Европейского союза достаточно давно и успешно осуществляет свою деятель­ность такой субъект правоотношений как «уполномочен­ный грузополучатель» - т.е. лицо, уполномоченное таможен­ной службой получать товары непосредственно по месту его нахождения без необходимости их предъявления в орган назначения.

Помимо этого, в Европейском союзе успешно работает «уполномоченный грузоотправитель» - лицо, уполномочен­ное таможенной службой отправлять товары непосредствен­но с места его нахождения без необходимости их предъявле­ния в орган отбытия.

Существенным отличием является то, что указанные категории лиц могут оказывать услуги по таможенному оформлению товаров в отличие от уполномоченного эконо­мического оператора, в остальном уполномоченный эконо­мический оператор соответствует институту европейского уполномоченного грузополучателя.

Взаимоотношения данных субъектов с контролирующи­ми органами строятся на основе закрепленных в Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», а также рамочных стандартах безопасности и облегчения ми­ровой торговли. Ключевыми элементами, которые должны применять таможенные администрации, являются:

- минимальное администрирование;
- применение технологии риск-менеджмента (риски уплаты налогов и выборочный контроль);
- максимальное использование автоматизированных си­стем;
- использование предварительной информации о прибы­тии грузов для внедрения программ выборочного контро­ля;
- использование электронной передачи данных;
- свобода перемещения товаров.

Проблемы унификации правового регулирования в рам­ках Таможенного союза.

Часть полномочий по правовому регулированию инсти­тута уполномоченного экономического оператора передана на национальный уровень. Как было сказано ранее, в зако­нодательствах трех стран имеются некоторые различия в требованиях, предъявляемых к уполномоченному экономи­ческому оператору, а также в его правомочиях.

Это связанно, в том числе, с различиями в подходах к определению ответственности участников ВЭД, особен­ностями сложившегося взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, развитием реально действующей инфраструктуры, транспортного потенциала и др.

В настоящее время законодательство ТС не порождает у его участников необходимость унифицировать все нормы об уполномоченном экономическом операторе. Главное условие - это соблюдение общих требований, в том числе принятие норм, которые бы не ослабляли наднациональное законодательство.

К. Л. Курочкин,

руководитель Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ», член Экспертного совета по таможенно­му регулированию Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"



 13 октября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog