Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Качество логистики - логистика качества

Традиционно ноябрь ознаменован проведением Европейской недели качества, которая, по решению европейской комиссии, берет свое начало в 1995 году. Эта неделя посвящается Всемирному дню качества, ежегодно проходящему под эгидой ООН во второй четверг ноября.

Цель ее проведения — привлечение внимания руководителей, специалистов, широких кругов научно-технической общественности, потребителей к проблемам качества. Подобные мероприятия способствуют распространению современных систем управления, приобретению нового опыта по формированию рынка товаров и услуг, улучшению инвестиционного климата.

Логистика и управление качеством сегодня понятия неразделимые. Организации стали осознавать, что качественный продукт, доставленный с опозданием или повреждением, может не найти своего потребителя. недостатки и упущения в логистике сводят на нет все усилия, направленные на повышение качества продукта. Необходимость соответствия все более многообразным ожиданиям потребителей в цепи поставок побуждает предприятия к внедрению систем управления качеством, их непрерывному совершенствованию.

В этом году Европейская неделя качества стартовала 10 ноября, а 12-14 ноября в Ульяновске прошел очередной Всероссийский форум «Лучший опыт — для лучшей жизни!», посвященный Всемирному дню качества и Европейской неделе качества. В рамках форума состоялись пленарное заседание, ряд экскурсий и круглых столов, на которых эксперты из России и зарубежья обсудили вопросы повышения качества. Лауреатам 2014 года были вручены почетные медали им. И.А. Ильина за выдающиеся заслуги в области качества. Состоялось награждение победителей программ «Российское качество» и «100 лучших товаров России», конкурса «Российский лидер качества».

Вопросы от журнала «ЛОГИСТИКА» руководителю Организационного комитета Всероссийского форума «Лучший опыт — для лучшей жизни!», президенту Всероссийской организации качества (ВОК) Геннадию Петровичу ВОРОНИНУ задает член редколлегии Ирина РАЧКОВСКАЯ.

ВОРОНИН Геннадий Петрович

ВОРОНИН Геннадий Петрович

Действительный государственный советник РФ 1-го класса, действительный член Академии проблем качества, Международной инженерной академии, Академии военных наук РФ, Академии электротехнических наук РФ. Профессор, доктор технических наук.

Лауреат Государственных премий СССР и РФ в области науки и техники, лауреат национальной премии им. Петра Великого, лауреат международной премии Андрея Первозванного.

Заслуженный машиностроитель России, заслуженный инженер России.

Председатель Госстандарта в 1997-2001 годах. Председатель Комитета ТПП РФ по качеству продукции.

Президент Всероссийской организации качества (ВОК).

— Сайт Всероссийской организации качества начинается с цитаты И. Ильина «Для России... есть только одно спасение — возвращение к качеству и его культуре». Многие подходы к управлению цепями поставок и системам управления качеством гораздо ближе друг к другу, чем может показаться неспециалисту. В чем Вы видите роль управления качеством в логистических системах?

- Вы совершенно справедливо ставите вопрос о роли управления качеством в цепи поставок. Роль колоссальная! и первое, и самое главное, в качестве — это человек, его профессиональные качества. с этого начинается любая отрасль и любое логистическое предприятие, какие бы услуги оно не оказывало: транспортные, складские, снабженческие и т.д. часто приходится слышать: «не хватает инженеров, не хватает квалифицированных рабочих». Сегодня есть кафедры, занимающиеся подготовкой менеджеров по качеству, наконец-то после долгого перерыва вновь начали подготовку специалистов по стандартизации. Я не знаю, как сейчас готовят будущих специалистов по логистике наши вузы, но необходимость профессионалов в этой области диктует само время. должен быть и необходимый баланс в подготовке таких специалистов, чтобы знать, какую задачу и какими ресурсами решать. Кадры решали и решают все. Поэтому подготовка качественных специалистов — это первое условие управления в цепях поставок. все делает человек. Кадровая политика — важнейшая составляющая успеха. Если сегодня во всех отраслях будут работать квалифицированные специалисты с жизненным опытом, все получится и в логистике, и в управлении качеством, и в экономике.

Второе, что хотелось бы отметить, — это жизненный цикл продукта. Как известно, он начинается с проектирования товара и заканчивается утилизацией после его использования, и каждый из этих этапов ложится на логистику. Но все эти стадии — от заготовки сырья до упаковки — требуют пристального внимания к качеству. Если из цепочки, состоящей из 100 единиц, 99 будут работать хорошо, а только одна некачественно, вся цепочка с большой долей вероятности рухнет. и здесь уместно сказать о системном подходе как для логистики, так и для качества. Это не просто слова, а жизненная необходимость. в этой цепочке важен каждый элемент, каждое звено.

В последнее время часто приходится слышать «давайте сделаем какое-то направление, какую-то отрасль приоритетной». В Ульяновске участники форума «Лучший опыт — для лучшей жизни!» посетили одно из самых современных самолетостроительных предприятий, завод «Авиастар». Сейчас много говорится об авиации, ее приоритетном развитии. Но если химия не записана в приоритете, отсутствие одной маленькой прокладки может свести на нет все усилия в производстве летательных аппаратов. Помните замечательное стихотворение с. Маршака о гвозде и подкове? Армия терпит поражение, потому что не нашлось одного маленького гвоздя. когда я был руководителем предприятия, у нас в приоритете было все. Мы не можем ничего выбросить из этой цепочки. и каждое звено, каждое подразделение должно иметь свою программу по качеству. Мы привыкли, что только на крупных заводах есть кружки качества, но такие же кружки должны быть, например, и в автохозяйстве логистического предприятия, чтобы рабочие могли открыто обсуждать свои роблемы. Вот в этом, наверное, и проявляется связь логистики и качества.

— В этом году Всероссийский форум «Лучший опыт — для лучшей жизни!» проходил в Ульяновске. Не могу не задать вопрос, связанный с Вашей трудовой деятельностью, которая начиналась на предприятиях этого города. Изменились ли, на Ваш взгляд, сегодня условия работы производственных предприятий? Какой опыт советского периода в области стандартизации незаслуженно забыт?

— Да, сильно изменились. изменились в том плане, что прогресс идет во всех отраслях, в том числе и в логистике. когда мы работали при плановой экономике — это была одна логистика, когда мы перешли к капитализму — это уже совершенно другие условия хозяйствования. например, в те годы, будучи руководителем, я старался иметь на заводе свой транспорт. когда заключались договора с предприятием на поставку, поставки записывались мне в самовывоз. Транспортных компаний, занимающихся перевозками, было не так много. в то время предприятия были вынуждены заниматься многими направлениями деятельности, напрямую не связанными с основным производством. Представьте, мощный приборостроительный завод, а мне приходилось покупать лес,открывать тарный поток для производства упаковки, т.е. в ряде случаев необходимо было вести натуральное хозяйство, отвлекаясь от основного производства. в связи с развитием аутсорсинга потребность в такой деятельности отпадает, натуральное хозяйство умирает, и правильно, что оно умирает. Отличие сегодняшней экономики в том, что сейчас многое переводится на аутсорсинг.

Но были и другие примеры грамотной логистики в советское время. Хотя раньше не было термина «аутсорсинг», это явление все-таки присутствовало, хотя и в минимальных объемах. Эпоха Н.С. Хрущева — это мощное жилищное строительство. Можно критиковать качество жилья, но на тот момент это было правильное решение. Другое дело, что можно было сделать проекты домов лучше. Тогда сама жизнь заставила иметь мощную логистику в области перевозок строительных материалов, хотя о логистике тогда и не слышали. в 1957 году по инициативе И. Гобермана в системе главмосавтотранса было организовано Мострансагентство. и это была первая в стране организация по транспортно-экспедиционному обслуживанию, причем не только организаций, но и населения. Это была мощнейшая специализированная компания.

Изменения произошли: Госснаб и вместе с ним ряд выполняемых им функций прекратили свое существование. Эти разрывы ощущаются до сих пор. Многое незаслуженно забыто, не используется опыт, наработанный годами. Например, система потребкооперации сегодня утрачена. Но нынешние проблемы с обеспечением продовольствием в условиях санкций мы смогли бы решить гораздо быстрее, если бы использовали данную систему и опыт советского времени. Поэтому условия работы, безусловно, изменились, но все лучшее,что было в период СССР, нельзя забывать и выбрасывать.

— Логистическое сообщество, как и все отрасли промышленности, ждет принятия закона «О стандартизации». Вы неоднократно выступали за утверждение этого документа и активно участвовали в подготовке его проекта. Каковы перспективы принятия федерального закона «О стандартизации», проект которого прошел широкое обсуждение научно-технической общественностью?

— К сожалению, бывают реформы положительные, а бывают отрицательные. Реформируя систему стандартизации, младореформаторы решили, что, приняв закон «О техническом регулировании», закон «О стандартизации» можно отменить. На протяжении долгого времени, примерно в течение 7-8 лет, на все, что было связано с законом «О стандартизации», было наложено табу. Была пауза. Работал только закон «О техническом регулировании», но он касался безопасности, и ни о каком качестве, взаимозаменяемости, совместимости, надежности речи не шло. Говорили, что закон никогда не будет принят. Я же всегда отстаивал этот документ. Начал собирать подписи под обращениями, писать письма, принимать резолюции на различных мероприятиях, поднимать научную общественность. Мы разработали проект закона. И все эти усилия имели успех. сейчас закон «О стандартизации» прошел первое обсуждение в Государственной Думе РФ. Редчайший случай, когда все проголосовали «за». Надеемся, что он будет принят в I квартале 2015 года.

Как главный редактор журнала «Стандарты и качество», которому пошел уже 88 год, а первым его редактором был В.В. Куйбышев, хочу еще раз отметить особую роль стандартизации. У нас в редакции сохранилась подборка всех номеров журнала — с первого номера по 1939 год. Эту коллекцию мне подарил известный стандартизатор из Санкт-Петербурга И.К. Григорьев. И когда мы изучаем старые материалы, смотрим, как работала система стандартизации, становится очевидно, власть придавала ей колоссальное значение. Например, время Великой Отечественной войны — это был трагический, но интересный с точки зрения изучения опыта стандартизации период. У нас даже разведка занималась стандартизацией: изучались стандарты, принятые в Г ермании. И в этом был немалый залог нашей победы. Стандарты характеризуют технический прогресс. И закон «О стандартизации» необходим для развития страны.

— Геннадий Петрович, как отразилось преобразование Госстандарта России в агентство на экономике страны?

— Я против агентства, я за восстановление Госстандарта в том виде, каким он был. И этого требует не Воронин, а жизнь. Необходимо его возродить, так как его роль сегодня в разы усиливается созданием Таможенного союза, Евразийского экономического союза, других организаций. Необходимо сбалансировать все нормативы стран-участниц, для этого нужно обладать высочайшей квалификацией. К сожалению, на сегодняшний момент роль Госстандарта принижена. Началось это в 1998 году — тогда вышло постановление правительства о ликвидации Г осстандарта и ряда других государственных комитетов и служб.

В тот период времени мне было доверено возглавлять Госкомитет по стандартизации РФ. Хотя работала ликвидационная комиссия, мной были предприняты все усилия для его сохранения. Ни один специалист не был уволен. Да, меня считали донкихотом, но борьба стоила того. Здесь нам на руку сыграли обстоятельства. В период ликвидации комитета правительство вместо С. Кириенко возглавил Е. Примаков. В первой беседе с Евгением Максимовичем я подготовил доклад о восстановлении Госстандарта, и все предложения им были приняты. Госстандарт возродился вновь, с новыми функциями. Госстандарт — это комитет над всеми и для всех отраслей. Аналогичный ГКНТ — Государственный комитет по науке и технике, являвшийся связующим звеном между всеми отраслями народного хозяйства и наукой, — также был упразднен. Сейчас многое говорится о восстановлении этого комитета. Это решило бы многие проблемы, стоящие сегодня перед экономикой страны.

— В настоящее время специалисты широко обсуждают проект 5-й версии стандарта ИСО 9001, принятие которого ожидается в 2015 году. Актуальность группы стандартов в области систем управления качеством ни у кого не вызывает сомнения. Многие подписчики и читатели нашего журнала имеют сертифицированные СМК по ИСО 9001 или планируют их внедрить. Каков Ваш взгляд на предстоящие изменения в данной области?

— Вообще, все стандарты временны, в том числе и ИСО 9001, — опыт его внедрения требует периодического пересмотра. Новая версия будет запущена в сентябре-октябре 2015 года. Мы уже провели в ТПП ряд мероприятий, касающихся 5-й версии данного стандарта. Хочется отметить, что у тех, кто имеет реально действующую систему менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001, никаких серьезных проблем не будет. В своем журнале «Стандарты и качество» мы напечатали несколько статей о взгляде зарубежных и отечественных специалистов на предстоящие изменения. Если на предприятии предполагается внедрить версию 2015 года, разумный руководитель в первую очередь посмотрит, а что сейчас происходит в его организации, в действующей СМК. Чтобы понять, что сделано, а что нет. Не издавайте документы, не подписывайте распоряжения, если хоть на малую толику не улучшается качество жизни. Это я усвоил, еще будучи начальником цеха завода. Внедряя новое, надо понять, а какое старое есть на предприятии. Я убежден: «Качеством в организации надо заниматься 24 часа в сутки». К сожалению, часто, получив сертификат на соответствие СМК по ИСО-9001, все успокаиваются. но на самом деле это неправильно, качеством надо заниматься непрерывно. и в этом действующая версия стандарта ИСО 9001 и версия 2015 года не будут отличаться.

— Внешнеполитическая нестабильность накладывает отпечаток на все области деятельности. Введение санкций, стремительное падение курса рубля не могли не сказаться и на управлении цепями поставок. Ваш прогноз на развитие экономической ситуации в ближайшей перспективе?

— Прогноз, к сожалению, неутешительный. Я, с одной стороны, оптимист, и строю свою жизнь таким образом, но прогноз плохой. Непонятно, почему наши лидеры всех мастей, наши ученые-экономисты принимают желаемое за действительное и стараются не напугать общество. Но пугать не надо — нужно говорить правду. Сейчас много разговоров об импортозамещении. Я занимался импорто-замещением. Сложнейшая задача. И логисты как никто понимают это. Здесь тысячи связей. Если одна поставка не осуществится, все рухнет. А если отсутствуют наука, технологии, наконец, закон «О стандартизации», провал гарантирован. Из уст президента прозвучала новая фраза «Об опережающем импортозамещении». Я полностью согласен с такой формулировкой, но кто будет это делать. Где мозги? Где научные школы? Я могу хотеть, но необходимы возможности для этого. должна выполняться функция опережающего принятия стандартов. Без опережающих стандартов мы ничего не сделаем. Мы должны мобилизовать свои силы, чтобы стандарт шел вслед за развитием прогресса, опережая производство.

Следующий большой вопрос к нашей банковской системе. Я говорю тривиальные вещи, но нельзя брать такие проценты по кредитам. Если в мире 2-3%, а у нас планируют 30 и 40%. У нас есть еще одна нагрузка — это Крым. И не надо от этого отворачиваться. Там требуются колоссальные капиталовложения. Цены на нефть упали, должна упасть цена на газ. Поэтому прогноз на развитие экономической ситуации у меня грустный.

— Заканчивается 2014 год. Он был сложным и неоднозначным для всех нас. Геннадий Петрович, Ваши пожелания редакции и читателям журнала «ЛОГИСТИКА» на предстоящий год.

— Ваш журнал очень интересен многим читателям, не только профессиональным логистам. Получать новые знания всегда очень полезно. сегодня я с удовольствием ознакомился с концепцией вашего журнала. Но главная задача любого издания — нести знания в народ. Это и есть борьба за качество. Перенимайте опыт передовых журналов. Слушайте читателей. Любые вопросы, обсуждаемые в журнале, касаются качества жизни.

Что пожелать читателям? Каждому из нас дано Богом жить в свое время. кто-то жил в 1917 году, кто-то 1812-м, а мы живем вот в этот период. Старайтесь не ругать государство и не брюзжать. Да, есть недостатки, но, будь ты рабочий или олигарх, спроси себя, что ты сделал для страны, для народа. Это очень важно. Когда ты чувствуешь, что делаешь что-то не только для своего благосостояния, но и для общества, это замечательное чувство. когда ты видишь результат своего труда, общего дела, это ощущение, что ты что-то сделал для Родины. Если у человека есть тумблер, для того чтобы переключить свои чувства на служение Отечеству, он по-другому будет смотреть на события. А если все время говорить, что цены повысились, что-то пропало из магазинов... Да, с этим надо разбираться, но посмотри, почему так происходит в стране, что зависит лично от тебя, не молчи. Поэтому желаю всем больше оптимизма и настроя на созидание. Любое общество делится на разрушителей и созидателей, и борьба все время идет. Причем многие разрушают не сознательно, а от нехватки знаний. Поэтому в новом году я желаю всем вам созидательного труда, оптимистичного настроя независимо от ситуации. Только тогда мы сможем повысить качество нашей общей жизни!

— Благодарим Вас за интервью! Надеемся снова встретиться с Вами на страницах нашего журнала! 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 13 апреля 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog