Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

К новшествам нужно готовиться заранее

Целесообразность представления перевозчиками таможенным службам предварительной информации (ПИ) о товарах, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по-прежнему вызывает массу споров. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) попросту не видят для себя преимуществ от заведомой подачи сведений, а потому в подавляющем большинстве находят ПИ обременительной нормой, попросту растрачивающей ресурсы бизнеса.

О том, в чем смысл развивающегося на территории ЕАЭС института предварительного информирования и когда бизнес все-таки почувствует выгоды от возложенной на него обязанности, мы поговорили с врио начальника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Алексеем ГАВРИЧЕВЫМ.

- Алексей Евгеньевич, ради чего все эти мытарства участников ВЭД и перевозчиков, перемещающих внешнеторговые грузы через границу? К чему мы, собственно, идем?

- Для начала напомню, что институт предварительного информирования на территории ЕАЭС стал развиваться с 2012 года. Сейчас у перевозчиков есть обязанность подачи ПИ при ввозе товаров автомобильным и железнодорожным транспортом. В 2017 году аналогичная норма начнет действовать в отношении авиаперевозок. В перспективе институт ПИ должен охватить все имеющиеся виды транспорта. Сейчас наша основная задача – перевести существующую норму из разряда обременений в категорию упрощений для участников ВЭД.

- Что предполагается сделать для решения данной задачи?

- Для этого мы предусмотрели в проекте разрабатываемого в настоящее время Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС возможность подачи двух блоков информации: обязательного и факультативного. Первый блок содержит в себе сведения, необходимые для разрешения ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС. Это информация, которая нужна таможне для осуществления такой функции, как защита национальной безопасности. Инспектор, получая информацию, видит, что за товар поступает из-за границы, нет ли ограничений или запретов на его ввоз на территорию Союза и т. д.

Факультативный блок будет наполняться сведениями по желанию перевозчика в зависимости от целей доставки. Например, если дальше груз пойдет транзитом через союзную территорию, перевозчик для минимизации временных потерь вправе заранее представить объем сведений, необходимых для оформления транзитной декларации. Если предполагается помещать товар на склад временного хранения – будут представляться сведения, необходимые для этой процедуры, и так по всем иным целям.

Помимо этого, мы предусмотрели представление предварительной информации иным государственным контролирующим органам, задействованным на границе. Таким образом, на момент прибытия товара в пункт пропуска информация о нем будет уже проверена контролирующими органами и в отношении него фактически вынесены решения о формах проведения не только таможенного, но и санитарного, фитосанитарного, ветеринарного или транспортного контроля.

Для того чтобы иметь доступ ко всем этим упрощениям, перевозчику необходимо только представить сведения из документов (при этом саму пачку бумажных документов, естественно, представлять уже не нужно) и удостоверить ПИ электронной цифровой подписью (ЭЦП). Возможность использования ЭЦП при ПИ также закреплена в проекте ТК ЕАЭС. При этом решение использовать ЭЦП при подаче ПИ или нет - остается на усмотрение самого перевозчика.

Однако здесь нужно понимать, что упрощения в расширенном доступе будут доступны только перевозчикам, представляющим ПИ под ЭЦП. В противном случае, как и сейчас, ПИ будет работать только для уведомления о намерении ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС.

- Давайте рассмотрим на конкретном примере, как это будет работать?

- Например, есть некий российский перевозчик, который доставляет товар из Германии в Россию через Польшу и Беларусь. Въезжая на территорию ЕАЭС через Беларусь, он представляет предварительную информацию белорусской таможне в обязательном объеме, плюс пакет сведений, необходимых для последующей процедуры транзита, и заверяет эти сведения электронной цифровой подписью.

На момент прибытия груза на границу брестские таможенники уже пропустили полученные электронные документы через систему управления рисками (СУР), при необходимости связались с коллегами из ветеринарной и из иных служб. В случае если при проверке ПИ не возникло вопросов, перевозчик сможет проходить таможенный контроль в «одно касание».

- Насколько это отличается от нынешней ситуации?

- Сейчас предварительная информация от перевозчиков представляется в объеме, прописанном в соответствующих нормативных решениях. Для каждого вида транспорта набор необходимых сведений различается, но все они требуются исключительно в целях таможенного контроля. Следовательно, каких-либо ощутимых преференций от этого перевозчик не получает. Разве что несущественно сокращает время своего пребывания в пункте пропуска за счет облегчения жизни таможенному инспектору, которому теперь не нужно сидеть и вручную вносить данные из бумаги в компьютер.

Он просто может сверить поданные сведения с данными на бумажных документах и в случае совпадения скопировать их в систему, но это – капля меда во временной бочке с дегтем. Перевозчики это прекрасно понимают, поэтому зачастую и подходят к представлению ПИ предельно формально. При этом они пользуются отсутствием как таковой ответственности за недостоверность поданной информации. Как известно, по нынешним действующим нормам у перевозчика есть обязанность подать информацию, а обязанности подать правильную информацию в правильном виде – нет.

- Получается какой-то парадокс.

- Что поделать, но сейчас дела обстоят именно так. Здесь встает вопрос в юридической значимости получаемой информации, которой у нас обладают только документы. Что такое документ? Это бумага с информацией, закрепленной подписью и печатью. В нашем случае имеет место электронный документ, достоверность которого будет подтверждена электронной цифровой подписью. Как ранее упомянул, возможность использования ЭЦП при ПИ, как и преференции от использования ЭЦП, появятся у перевозчика со вступлением в силу ТК ЕАЭС. Пока же упрощения от правильно поданной ПИ настолько малы, что особого энтузиазма в соблюдении данной обязательной нормы со стороны перевозчиков не наблюдается.

Более того, имеют место случаи получения таможенными органами в качестве ПИ (чаще всего от автомобильных перевозчиков, так как здесь больше всего средних и мелких компаний) абсолютно бессмысленного набора букв и цифр, который невозможно использовать в работе даже в качестве примитивного Ctrl+C – Ctrl+V, не говоря уже о проверке этой информации СУР, передаче смежникам для ветеринарного, фитосанитарного, транспортного контроля и т. д. В таких случаях представленные данные остаются невостребованными. С таким перевозчиком инспектор вынужден работать «по старинке».

- Каким образом можно урегулировать вопрос?

- Как вариант, можно предусмотреть в национальных кодексах об административных правонарушениях ответственность за непредставление ПИ и недостоверность поданной информации. Уточню, что у нас в рамках ЕАЭС административное законодательство не унифицировано. Поэтому страны могут на свое усмотрение трактовать несоблюдение данной общей нормы как нарушение и определить соответствующее наказание за это, например в виде штрафных санкций, приостановления лицензии на осуществление ВЭД и т. д. Мы прописали такую возможность в проекте ТК ЕАЭС.

- Вернемся к описанной вами идеальной ситуации. Как скоро такая схема станет обычной рядовой практикой для стран ЕАЭС?

- Все механизмы для реализации этой схемы заложены в проект Таможенного кодекса ЕАЭС. Это – полноценный переход участников ВЭД и таможенников на электронное взаимодействие. Следствием его должна стать минимизация прямого контакта декларанта с таможенным инспектором; снижение влияния человеческого фактора при принятии решений о форме контроля системой управления рисками; фактический перенос таможенного контроля на этап после выпуска товаров; развитие механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности и другие новации. Поэтому в полной мере институт ПИ со всеми преференциями для участников ВЭД заработает только с принятием нового таможенного законодательства ЕАЭС.

- Не кажется ли вам, что это – классическое «утром деньги – вечером стулья»? Если весь потенциал ПИ может раскрыться только в условиях принятия нового Таможенного кодекса Союза, может, есть смысл пока отложить введение этих норм?

- Здесь есть несколько моментов. Во-первых, так называемый психологический фактор. Не секрет, что на практике фактически любое нововведение зачастую сталкивается с противостоянием. Чтобы механизмы института предварительного информирования начали работать на полную мощность, участники ВЭД должны перестроиться, освоить и изучить возможности, которые вобрал в себя этот механизм. Им необходимо понять, с чем из предложенного выгоднее работать.

Во-вторых, ни одна система не внедряется наскоком. Введение в эксплуатацию новых механизмов работы должно происходить поэтапно – это самый оптимальный вариант и для бизнеса, и для таможенников.

Раз уж вы обратились к классикам, скажу: чтобы впоследствии не было мучительно больно за бесцельно потраченное время, учиться работать по правилам завтрашнего дня необходимо уже сегодня. Кроме того, поэтапное внедрение нивелирует влияние ошибок, допущенных на первых этапах работ, что выливается в минимизацию расходов как для участников ВЭД, так и для государственных органов.

Наталья САЧЕНОК,

специально для «ТН»,

Москва

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 21 апреля 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog