Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

К новым вызовам и проблемам готовы

К новым вызовам и проблемам готовыСозданный в прошлом году Таможенный союз (ТС) Беларуси, России и Казахстана набирает обороты. Он стал серьезным импульсом для развития таможенного дела во входящих в него государствах, привел к кардинальным изменениям в законодательной базе. Так, в конце прошлого года вступил в действие Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который сменил действовавший с 1 января 2004 года Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ). О своем видении происходящих в последнее время в таможенной сфере процессах рассказали авторитетные в данном вопросе специалисты: Юрий КОВАЛЕВ (на фото слева) и Дмитрий МАЙОРОВ, которые являются сопредседателями Комитета по транспорту и таможне Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем видении роли и места в сложившейся в последнее время на постсоветском пространстве социально-экономической модели взаимодействия бывших союзных республик существующего уже почти год Таможенного союза. Как вы считаете, что он реально дает предпринимателям входящих в него государств?

Дмитрий МАЙОРОВ: Отмечу, что создание Таможенного союза затронуло практически все компании, участвующие во внешней торговле, причем независимо от того, ведут они торговые операции с резидентами стран – участниц ТС или осуществляют их с коммерческими партнерами из третьих стран. Считаю, что в повседневной деятельности бизнес-структур, работающих с партнерами из стран – участниц Таможенного союза, произошли наибольшие изменения, которые в основном носили положительный характер. Это упростило и облегчило данным компаниям ведение внешнеэкономической деятельности.

– Что вы имеете в виду?

Д.М.: С созданием Союза существенно изменился режим таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах. Сейчас он фактически сведен к минимуму.  Если говорить об отечественных компаниях, которые не проводят прямых экспортно-импортных торговых операций с партнерами в Казахстане и Беларуси, то и они не остались в стороне от происходящих на внутреннем рынке трех стран Союза процессов. Их оперативную внешнеэкономическую деятельность также сильно затронуло вступление в силу таких важных регламентирующих документов, как Таможенный кодекс Таможенного союза, ряд международных соглашений, принятых в рамках создания и развития указанного межгосударственного объединения, и решений Комиссии Таможенного союза.

Теперь все российские участники внешней торговли строят работу по правилам, определенным в Законе «О таможенном регулировании в РФ», который, как известно, также разрабатывался с учетом правил игры в рамках Таможенного союза. Однако стоит отметить, что его появление не только упростило ряд таможенных формальностей и создало предпосылки для более динамичного развития экономики стран – участниц ТС, но и обусловило появление дополнительных угроз для некоторых отечественных компаний за счет усиления на российском рынке позиций их конкурентов из Беларуси и Казахстана.  Дело в том, что для тех и других теперь действуют идентичные правила построения и ведения бизнеса.  Так что нашим компаниям у себя в стране теперь приходится на деле доказывать конкурентоспособность собственной продукции и оказываемых услуг. В итоге от этого должны выиграть конечные потребители, то есть простые граждане.

– Какие наиболее существенные изменения произошли в связи с принятием Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»?

Юрий КОВАЛЕВ: Пока эффект от этого можно обсуждать лишь на теоретическом уровне. Дело в том, что еще не приняты некоторые очень важные нормативные акты, как Правительства РФ, так и ФТС России, которые позволили бы на практике воплотить заложенные в данный документ правовые нормы.  Их отсутствие также затрудняет применение у нас определенной части положений ТК ТС, поскольку в нем есть ряд норм, регулирование которых отнесено на уровень национального законодательства.

Одной из важных новаций нового документа считаю отмену так называемых коррупционноемких норм, которые были в ТК РФ. Имею в виду изменения, внесенные в порядок отзыва свидетельств у лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Положительно оцениваю факт введения института уполномоченного экономического оператора. Также одобрение и активный интерес со стороны участвующих в процессе лиц вызывает ряд иных новелл закона.  Например, важной нормой являются положения пункта 3 статьи 71, которые предполагают отмену взимания платы за въезд и нахождение транспортного средства на СВХ.  Правда, это правило распространяется только на время, необходимое для завершения доставки. Так что участникам ВЭД не удалось совсем освободиться от данной платы. Однако налицо желание государства снизить издержки импортеров, которое руководители страны стали все чаще декларировать. Пора бы уже от слов перейти к действиям.  На мой взгляд, очевидный прогресс произошел и в подходах к экспортерам. Также в определенной степени были ускорены таможенные процедуры, отменено действовавшее ранее правило обязательного представления паспорта сделки при экспорте беспошлинных товаров.

– Вы упомянули о введении института уполномоченного экономического оператора, расскажите, пожалуйста, о нем поподробнее.

Д.М.: Данный институт предоставляет реальные возможности для упрощения таможенных процедур. Его наиболее привлекательной идеей является предоставление имеющей такой статус компании возможности осуществлять хранение товаров на складе получателя, включая проведение здесь же в отношении них всех необходимых таможенных операций. Сегодня надежды многих компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связаны с тем, что именно реализация технологии уполномоченного экономического оператора позволит им не только существенно сократить сроки таможенного оформления импорта, но и уменьшить затраты на его проведение. Ведь одной из особенностей работы уполномоченного экономического оператора, занимающегося производственной деятельностью, является появление у него возможности практически полностью отказаться от использования услуг складов временного хранения.

– В последние два года одной из наиболее активно и эмоционально обсуждаемых тем в таможенной сфере является реализация предложенной ФТС России Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.  На ваш взгляд, какое влияние она оказывает на логистику компаний, осуществляющих ВЭД?

Ю.К.: Появление летом 2009 года данной Концепции, безусловно, стало значимым событием в сфере организации таможенного дела в нашей стране. На мой взгляд, со стороны ФТС России это была одна из первых за последние годы попыток осуществить реальное долгосрочное планирование не только своей деятельности, но и работы всего внешнеторгового сектора, что, конечно, вызывает уважение. Сегодня очевидно, что для социально-экономического развития большинства приграничных субъектов реализация Концепции имеет однозначно позитивное значение.  Чего, к сожалению, не могу сказать о бизнесе, поскольку для участников ВЭД переход на работу в новых условиях неизбежно обернется, и уже оборачивается, существенным ростом затрат. Так, в последнее время практически повсеместно значительно подскочили тарифы, причем не всегда обоснованно, на услуги, оказываемые и таможенно-логистическими терминалами, и таможенными представителями, по старому законодательству – брокерами. Ситуацию не спасают и озвученные ФТС России оговорки о неприменении положений Концепции к отдельным категориям товаров. Дело в том, что наиболее важные из них действующее таможенное законодательство, российское и союзное, фактически не позволяет реализовать на практике. Если комплексно оценивать положение дел вокруг Концепции, отмечу, что она в целом и методы ее реализации вызывают у участников ВЭД самое большое беспокойство и озабоченность.

– Вероятно, в этом русле следует рассматривать и вызвавшее серьезные потрясения на рынке прошлогоднее закрытие таможенных постов в Санкт-Петербурге, фактическую ликвидацию большинства таможен, действовавших в Москве и Московской области. Как известно, все эти процессы ФТС России объясняла именно реализацией Концепции.

Д.М.: Совершенно верно. При этом стоит отметить, что в Москве закрытие постов произошло относительно безболезненно, а в Санкт-Петербурге после таких структурных преобразований на оставшихся терминалах, как вы помните, возникли многокилометровые очереди.  Сегодня уже для всех очевидно, что причиной такого развития событий в нашем регионе стало именно скоропалительное решение о закрытии постов. У бизнеса фактически не было возможности на перестройку работы в новых условиях, складывавшиеся годами логистические схемы приходилось не просто изменять, а фактически ломать, как говорится, по ходу пьесы. При этом, как выяснилось позже, на тот момент у таможенников не было детально проработанного сценария действий в новых условиях.

Для экспертов изначально было очевидно, что на первом этапе на границе, особенно на Северо-Западе, ничего не готово к фактически одномоментному приему для таможенного оформления такого объема товаров. Сейчас ситуация в регионе несколько улучшилась благодаря открытию еще двух новых таможенных постов, имею в виду Пушкинский Балтийской таможни и Белоостровский Санкт-Петербургской таможни, и переезду в Янино на более крупный терминал Юго-Западного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни. Здесь также необходимо отметить положительную роль, которую в стабилизации ситуации сыграли усилия таможенных органов СЗТУ, направленные на разъяснение позиции таможни в отношении Концепции. Начиная с лета 2010 года региональные таможни и СЗТУ ведут постоянный и открытый диалог с участниками ВЭД и их объединениями. Кроме того, рабочие встречи с таможенными органами провели администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Роспотребнадзора и иных заинтересованных ведомств и организаций.

– Насколько мне известно, не остался в стороне от обсуждения наиболее актуальных тем в данной сфере и возглавляемый вами Комитет по транспорту и таможне Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге.

Ю.К.: Действительно, представители нашего комитета активно участвовали во всех подобных встречах. Надеюсь, что наш голос был услышан и учтен при принятии наиболее важных и актуальных решений в таможенной сфере.

– Видимо, проделанная работа принесла определенные плоды, если по итогам прошлого года ваш комитет признан лучшим в Американской палате, став Комитетом года. На ваш взгляд, за счет чего этого удалось добиться?

Ю.К.: Вероятно, здесь сыграли роль два важных фактора. С одной стороны, прошедший год был исключительно плотно насыщен событиями, в той или иной степени связанными с таможенной сферой.  Главное из них, безусловно, это создание Таможенного союза, в результате чего была практически полностью обновлена законодательная и нормативная база, регулирующая правоотношения в таможенной сфере в нашей стране. Если вдуматься, то ведь за последнее время в практику был запущен колоссальный объем документов – одних международных соглашений в рамках Таможенного союза заключено более 70, кроме того, Комиссия Таможенного союза уже приняла свыше 600 различных решений.

Своего рода венцом этого правового бума стало принятие и ввод в действие Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», что сопровождалось принятием ФТС России в рамках его развития ряда важных правоустанавливающих нормативных актов. При этом в течение всего года комитет активно реагировал на большинство появлявшихся информационных поводов. На своих заседаниях мы не только обсуждали новеллы законодательства и оценивали возможную степень их влияния на деятельность компаний, но и зачастую принимали непосредственное участие в разработке самих законопроектов.

В свое время нами были подготовлены предложения и по ТК ТС, и по Закону «О таможенном регулировании в РФ». В преддверии предстоящего очередного Петербургского экономического форума мы провели встречу участников ВЭД с заместителем руководителя Минэкономразвития России, на которой состоялось обсуждение актуальных вопросов, связанных с созданием Таможенного союза. Кроме того, вместе с нашими друзьями и коллегами из Гильдии профессиональных участников ВЭД (РАТБ «Северо-Запад») мы неоднократно проводили различного рода семинары для представителей компаний, входящих в Американскую торговую палату в Санкт-Петербурге.

– Каким образом строились отношения вашего комитета и таможенных органов региона?

Д.М.: На мой взгляд, для Северо-Запада в целом и особенно для Санкт-Петербурга наиболее значительным событием последнего периода стала реализация уже упоминавшейся Концепции, особенно произошедшее закрытие действовавших в городе наиболее крупных и обустроенных в техническом отношении постов. Эти изменения затронули практически всех участников рынка, что стало самой обсуждаемой темой на всех уровнях. Соответственно, наша деятельность была главным образом направлена на поиск оптимальных путей выхода из складывающейся в регионе ситуации. В ходе работы у нас сложились деловые и конструктивные отношения с местными таможенными органами.

За прошедший год гостями нашего комитета были начальник информационно-технической службы СЗТУ Е.В. Гусаров и начальник отдела по внедрению перспективных технологий С.В. Шкленский.  Участники встреч с ними получили исчерпывающие ответы на многие проблемные вопросы, связанные с электронным декларированием.  У нас в комитете также побывали руководители двух самых крупных городских таможенных органов –это начальник Балтийской таможни А.Н. Чебаева и начальник Санкт-Пе-тербургской таможни С.В. Березин.  Результатом дискуссии с ними стало принятие практических решений по ряду острых вопросов и налаживание конструктивного диалога между руководством таможенных органов и компаниями, представленными в комитете.

– Какие у вас планы намечены на текущий год?

Ю.К.: Обязательно продолжим традицию рабочих встреч участников ВЭД с руководством СЗТУ и таможенных органов региона. Наметили в ближайшее время пригласить к себе руководство Пулковской таможни. Также планируем осуществить ряд встреч с участниками рынка морских перевозок, чтобы обсудить сложившуюся в последнее время в Финском заливе катастрофическую ситуацию, следствием которой стали перебои в работе производственных предприятий, возникшие из-за срыва поставок сырья и комплектующих. В июне 2011 года в формате круглого стола в Санкт-Петербурге должно пройти выездное открытое заседание Экспертного совета по таможенному регулированию при Комитете по бюджету и налогам Государственной думы. Наши представители предполагают принять в нем самое активное участие. Мы по-прежнему будем оперативно реагировать на все поступающие вызовы и проблемы в области ВЭД.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 13 июля 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog