Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Развитие бизнес-партнерства в сфере транспортной логистики (Часть I)

Александр Элларян

Александр Элларян

Институт ИТКОР,

главный научный сотрудник, к.э.н.

Транспортный комплекс относится к числу ключевых секторов национального хозяйства, и во многом он определяет перспективы развития всей экономики России. В постиндустриальном обществе процесс производства товаров является лишь небольшой частью общего коммерческого цикла, а основной объем времени приходится на различные виды перемещений сырья, материалов, готовой продукции и т.д., что обусловливает высокую значимость логис-тизации управления грузоперевозками с развитием инструментов транспортной логистики и управления цепями поставок.

На основе развития предпосылок хозяйственной свободы и инициативы формируются возможности для оптимизации интеграционных отношений транспортно-экспедиторских компаний с заказчиками, инвесторами и другими бизнес-партнерами.

В настоящее время необходимо ускоренное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, построение многофункциональных терминально-логистических комплексов, мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ), образующих объединенную систему логистического взаимодействия.

Вместе с тем факторами торможения процессов логистизации транспортной сферы являются морально и физически устаревшие основные фонды, дефицит капиталовложений, последствия санкций, сильные различия российских регионов по уровню инфраструктурного обеспечения, низкий уровень развития внутрикорпоративной и межфирменной координации сопряженных бизнес-процессов, недостаточное использование сквозных логистических технологий при организации мульти- и интермодальных грузоперевозок в международном сообщении, сложности формирования в крупных транспортных узлах МТЛЦ, отвечающих требованиям международных стандартов, недостаток квалифицированных кадров в сфере логистики и управления цепями поставок.

Сегодня на рынке транспортных услуг появляется множество новых структур, складываются новые отношения между грузоперевозчи-ками и их бизнес-партнерами, оптимизируются экономические связи внутри отдельных компаний и всего транспортного комплекса, развиваются кластерные модели интеграции. В этой связи проблема формирования логистичес-ки-ориентированной системы бизнес-партнерства в транспортной сфере с развитием эффективных форм межфирменного и внутрикорпоративного взаимодействия становится все более актуальной и масштабной.

В условиях дефицита финансирования субъектов транспортного комплекса ситуация приближается к кризисной, качество и безопасность перевозок находятся под угрозой. Решение проблемы может быть найдено на основе консолидации ресурсов государства и частного транспортно-логистического бизнеса с использованием различных форм и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). С оценки возможностей развития ГЧП мы и начнем рассмотрение проблематики бизнес-партнерства в сфере транспортной логистики.

С помощью использования потенциала ГЧП может быть достигнута основная цель модернизации транспортной инфраструктуры — согласованное развитие видов транспорта и транспортных узлов на основе сопряжения интересов между государственными органами управления, транспортно-экспедиторскими и инвестиционными компаниями.

Действенный механизм ГЧП позволяет мобилизовать внебюджетные инвестиции для реализации крупных и особо значимых транспортно-логистических проектов. ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государства и бизнеса, нацеленный на развитие системы макроэкономического управления, повышение эффективности использования государственного имущества, реализацию общественно значимых проектов в транспортной сфере, повышение доходности инвестиционного бизнеса и устойчивости частных транспортно-логистических структур.

Дополнительные преимущества частных инвесторов и субъектов транспортно-логистической сферы заключаются в том, что в условиях ГЧП государство берет на себя долю расходов и рисков, используя административный ресурс с целью повышения привлекательности конкретного транспортно-логистического проекта для частных бизнес-структур. Все вышесказанное отражено в таблице 1.

преимущества государственно-частного  партнерства

Среди ключевых условий эффективного индикативного регулирования транспортнологистической деятельности с учетом потенциала ГЧП можно выделить следующие:

■ сопряжение инвестиционных усилий, предполагающее взаимные обязательства государства и ведущих вкладчиков капитала в осуществлении крупных транспортных проектов и логистически-ориентированных задач по структурно-технологической трансформации транспортного комплекса;

■ делегирование государством своих инвестиционных функций российскому капиталу — крупным и надежным бизнес-структурам — с целью повышения эффективности капиталовложений и вовлечения в транспортно-экспедиторскую сферу дополнительных резервов;

■ обеспечение условий взаимной заинтересованности в реализации намеченных индикативных проектировок и обеспечение благоприятного режима для решения инвестиционных задач в сфере транспортного обслуживания.

Анализ показывает, что все большее распространение в транспортно-логистической сфере в настоящее время получают концессионные соглашения, позволяющие снижать дефицит государственного финансирования на основе привлечения частных партнеров к участию в долгосрочных проектах. К числу подобных проектов относится сооружение автомобильных дорог, мостов, туннелей, причалов, терминалов и других объектов, образующих стратегическую транспортную сеть, которая не должна оставаться без внимания государства.

Концессионные соглашения используются и в ходе сооружения железных дорог. Многие страны отвергают полную приватизацию железнодорожного транспорта, учитывая недостаточную способность большинства частных компаний обеспечить финансовую отдачу в масштабах, требуемых для покрытия инвестиционных и эксплуатационных издержек.

Основой концессионных проектов является сочетание акционерного и заемного капиталов, что отличает их от традиционных государственных инвестиционных проектов, расходы по которым финансируются прежде всего за счет бюджета.

Анализ степени развития форм и методов ГЧП в российских условиях показывает, что имеется ряд проблем, требующих скорейшего решения: еще не отработаны правовые нормы, в полной мере обеспечивающие гарантии интересов как частного бизнеса, так и государства; требуют развития организационные, договорные формы, налоговые условия (в том числе специальные налоговые механизмы), особые правовые режимы для имущества, с учетом которых могут реализовываться проекты ГЧП. Существующие нормативно-правовые акты, включая Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-Фз (действующая редакция от 01.01.2013), не обеспечивают достаточно четкой регламентации принципов и порядка взаимодействия участников концессионных отношений, что снижает интерес бизнес-структур к такого рода партнерству. Для повышения эффективности ГЧП в рамках концессий в транспортно-логистической сфере требуются разработка и принятие подзаконных актов, уточняющих хозяйственные отношения участников взаимодействия по поводу создания и эксплуатации объектов концессионных отношений.

По мнению ряда экспертов, сегодня необходимо создать единый центр оценки, координации и поддержки проектов ГЧП в транспортном комплексе с делегированием ключевых функций некоммерческому партнерству «инвесторы в транспортную инфраструктуру». соглашаясь с целесообразностью формирования подобного центра, отметим необходимость четкой проработки его задач, компетенций и инструментария, а также системы взаимодействия с подразделениями Минтранса РФ, прежде всего с департаментом программ развития.

Логистическая концепция интеграционного развития транспортных структур предусматривает регулирование всех характерных для них потоковых процессов с целью последовательной оптимизации консолидированного бизнеса. Логистизация позволяет на основе систематического анализа перспектив и рисков проводить взаимоувязку различных интересов и обеспечивать повышение эффективности работы всех взаимодействующих бизнес-звеньев с целью сокращения издержек в системе «грузоотправитель-транспортировка (складирование, экспедирование)-грузополучатель». Это дает значительный синергетический эффект.

Интеграционные процессы в транспортно-логистической сфере развиваются в направлении все более сложных форм, поэтому бизнес-интеграцию можно охарактеризовать как сложную иерархическую систему, каждый следующий уровень которой выступает подсистемой более высокого порядка (табл. 2).

характеристика уровней бизнес-интеграции

В процессе расширения интеграционных отношений на микроуровне транспортноэкспедиторской сферы формируются и получают развитие интегрированные транспортно-экспедиторские структуры (ИТЭс). Анализ мировой практики показывает, что для современного этапа характерно все более глубокое взаимопроникновение и сращивание капиталов различных секторов национального хозяйства, включая транспортную, производственную и финансовую сферы. Тенденция направлена на укрепление действующих и создание новых бизнес-звеньев, принадлежащих той или иной компании, а также на развитие независимых структур.

При выборе бизнес-партнеров субъектами транспортного комплекса следует учитывать: сегмент рынка, занимаемый потенциальным партнером, его конкурентоспособность и продолжительность функционирования в этом сегменте; финансовый, материально-технический, кадровый и информационно-коммуникационный потенциал; стиль хозяйственного поведения и деловой этики; отношение к качеству работы и своему имиджу; степень развития взаимосвязей с конкурирующими компаниями. Порядок взаимодействия с бизнес-партнерами, по нашему мнению, целесообразно закреплять в соответствующих корпоративных стандартах компании.

Важным направлением развития системы бизнес-партнерства транспортно-экспедиторских структур является совершенствование методов логистического взаимодействия с компаниями-аутсорсерами. По зарубежным экспертным оценкам, передача на аутсорсинг 3PL-провайдеру операционной логистической деятельности может способствовать снижению логистических издержек на 50%.

Если говорить о комплексном обслуживании потребителей и контроле над ценами, тут принципиальное значение для грузоперевоз-чиков имеет стратегия организации работы: то ли проводить все релевантные транспортные, терминальные и экспедиторские операции своими силами, то ли привлекать сторонних партнеров? При подключении сторонних компаний полностью или частично теряется контроль над конечными ценами обслуживания и сервисом. недаром крупные грузопе-ревозчики стремятся создавать фирменные терминальные сети для полного контроля над рынком своих услуг. однако такой подход требует значительных затрат на строительство и организацию складского хозяйства, грузопе-реработку, управление запасами и т.д.

Многие зарубежные транспортные компании поэтому предпочитают отдавать часть операций на аутсорсинг сторонним подрядчикам (3PL-и 4PL-операторам, т.е. логистическим посредникам), продолжая контролировать цены и показатели качества логистического сервиса на максимально протяженных участках товародвижения. в подобных ситуациях могут возникать конфликты интересов между грузоперевозчиками и логистическими партнерами по поводу распределения ответственности, рисков, затрат и прибыли. Предупреждение этих конфликтов и согласование интересов участников интеграции — вот задачи стратегического менеджмента транспортно-экспедиторской компании.

Поэтапный механизм согласования интересов партнеров в сфере транспортно-логистической интеграции, очевидно, должен включать базовую систематизацию совокупности интересов всех участников интеграционных процессов, определение сфер возможного противоречия интересов, оценку степени ущемленности интересов с построением субординированной системы целей и задач для каждого из партнеров, выбор и применение организационно-экономических и правовых регуляторов интеграционных отношений, способных в максимальной степени предотвратить (снизить) возможные осложнения.

Среди направлений развития логистического обеспечения интегрированных внутрихозяйственных и снабженческо-сбытовых операций можно выделить систематическое совершенствование договорной работы и оптимизацию состава бизнес-партнеров с учетом надежности и гибкости их подходов к взаимодействию, укрепление хозяйственных связей на основе максимально точного выполнения временных, адресных (территориальных) количественных и ассортиментных характеристик поставок (перевозок), гибкую ценовую политику, развитие дополнительных логистических услуг, в том числе складских и сервисных, немедленное реагирование на изменяющиеся предложения и запросы рынка, повышение эффективности системы складирования, оптимизацию уровня запасов, рационализацию тары и упаковки, унификацию грузовых единиц, оптимизацию величины заказов, разработку наиболее целесообразных маршрутов перемещения грузов на складах компании и за их пределами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамов Н.А., Элларян А.С. Концептуальные аспекты развития национальной транспортно-логистической системы // РИСК. — 2013. — № 3.

2. Брынцев А.Н. Понятие логистического поля // РИСК. — 2010. — № 3. — С. 106-108.

3. Гармашов В.С., Моргунов В.И. Особенности, стратегические направления и тенденции развития сферы транспортных услуг в России // Сибирская финансовая школа. — 2011. — № 6.

4. Голоскоков В.Н. Инновационная логистика на железнодорожном транспорте России: Монография. — М.: Креативная экономика, 2011.

5. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. — Самара: Изд-во «Солдат Отечества», 2002. — 636 с.

6. Моргунов В.И. Корпоративная маркетингологистическая стратегия бизнеса в условиях диверсификации российской экономики: Монография. — Изд-во «Дашков и К», 2007.

7. Новиков Д.Т. Формирование логистической поддержки продвижения научно-технических разработок // РИСК. — 2012. — № 4. — С. 24-29.

8. Прокофьева Т.А., Адамов Н.А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России: Монография. — М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011.

9. Россия в цифрах, 2013: Крат. стат. сб. — М.: Росстат, 2013. — 573 с.

10. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. — М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Шумаев В.А. Маркетинг и логистика оптового звена // РИСК. — 2013. — № 1. 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 25 августа 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog