Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

/ Статьи

Развитие бизнес-партнерства в сфере транспортной логистики (Часть I)

Александр Элларян

Александр Элларян

Институт ИТКОР,

главный научный сотрудник, к.э.н.

Транспортный комплекс относится к числу ключевых секторов национального хозяйства, и во многом он определяет перспективы развития всей экономики России. В постиндустриальном обществе процесс производства товаров является лишь небольшой частью общего коммерческого цикла, а основной объем времени приходится на различные виды перемещений сырья, материалов, готовой продукции и т.д., что обусловливает высокую значимость логис-тизации управления грузоперевозками с развитием инструментов транспортной логистики и управления цепями поставок.

На основе развития предпосылок хозяйственной свободы и инициативы формируются возможности для оптимизации интеграционных отношений транспортно-экспедиторских компаний с заказчиками, инвесторами и другими бизнес-партнерами.

В настоящее время необходимо ускоренное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, построение многофункциональных терминально-логистических комплексов, мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ), образующих объединенную систему логистического взаимодействия.

Вместе с тем факторами торможения процессов логистизации транспортной сферы являются морально и физически устаревшие основные фонды, дефицит капиталовложений, последствия санкций, сильные различия российских регионов по уровню инфраструктурного обеспечения, низкий уровень развития внутрикорпоративной и межфирменной координации сопряженных бизнес-процессов, недостаточное использование сквозных логистических технологий при организации мульти- и интермодальных грузоперевозок в международном сообщении, сложности формирования в крупных транспортных узлах МТЛЦ, отвечающих требованиям международных стандартов, недостаток квалифицированных кадров в сфере логистики и управления цепями поставок.

Сегодня на рынке транспортных услуг появляется множество новых структур, складываются новые отношения между грузоперевозчи-ками и их бизнес-партнерами, оптимизируются экономические связи внутри отдельных компаний и всего транспортного комплекса, развиваются кластерные модели интеграции. В этой связи проблема формирования логистичес-ки-ориентированной системы бизнес-партнерства в транспортной сфере с развитием эффективных форм межфирменного и внутрикорпоративного взаимодействия становится все более актуальной и масштабной.

В условиях дефицита финансирования субъектов транспортного комплекса ситуация приближается к кризисной, качество и безопасность перевозок находятся под угрозой. Решение проблемы может быть найдено на основе консолидации ресурсов государства и частного транспортно-логистического бизнеса с использованием различных форм и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). С оценки возможностей развития ГЧП мы и начнем рассмотрение проблематики бизнес-партнерства в сфере транспортной логистики.

С помощью использования потенциала ГЧП может быть достигнута основная цель модернизации транспортной инфраструктуры — согласованное развитие видов транспорта и транспортных узлов на основе сопряжения интересов между государственными органами управления, транспортно-экспедиторскими и инвестиционными компаниями.

Действенный механизм ГЧП позволяет мобилизовать внебюджетные инвестиции для реализации крупных и особо значимых транспортно-логистических проектов. ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государства и бизнеса, нацеленный на развитие системы макроэкономического управления, повышение эффективности использования государственного имущества, реализацию общественно значимых проектов в транспортной сфере, повышение доходности инвестиционного бизнеса и устойчивости частных транспортно-логистических структур.

Дополнительные преимущества частных инвесторов и субъектов транспортно-логистической сферы заключаются в том, что в условиях ГЧП государство берет на себя долю расходов и рисков, используя административный ресурс с целью повышения привлекательности конкретного транспортно-логистического проекта для частных бизнес-структур. Все вышесказанное отражено в таблице 1.

преимущества государственно-частного  партнерства

Среди ключевых условий эффективного индикативного регулирования транспортнологистической деятельности с учетом потенциала ГЧП можно выделить следующие:

■ сопряжение инвестиционных усилий, предполагающее взаимные обязательства государства и ведущих вкладчиков капитала в осуществлении крупных транспортных проектов и логистически-ориентированных задач по структурно-технологической трансформации транспортного комплекса;

■ делегирование государством своих инвестиционных функций российскому капиталу — крупным и надежным бизнес-структурам — с целью повышения эффективности капиталовложений и вовлечения в транспортно-экспедиторскую сферу дополнительных резервов;

■ обеспечение условий взаимной заинтересованности в реализации намеченных индикативных проектировок и обеспечение благоприятного режима для решения инвестиционных задач в сфере транспортного обслуживания.

Анализ показывает, что все большее распространение в транспортно-логистической сфере в настоящее время получают концессионные соглашения, позволяющие снижать дефицит государственного финансирования на основе привлечения частных партнеров к участию в долгосрочных проектах. К числу подобных проектов относится сооружение автомобильных дорог, мостов, туннелей, причалов, терминалов и других объектов, образующих стратегическую транспортную сеть, которая не должна оставаться без внимания государства.

Концессионные соглашения используются и в ходе сооружения железных дорог. Многие страны отвергают полную приватизацию железнодорожного транспорта, учитывая недостаточную способность большинства частных компаний обеспечить финансовую отдачу в масштабах, требуемых для покрытия инвестиционных и эксплуатационных издержек.

Основой концессионных проектов является сочетание акционерного и заемного капиталов, что отличает их от традиционных государственных инвестиционных проектов, расходы по которым финансируются прежде всего за счет бюджета.

Анализ степени развития форм и методов ГЧП в российских условиях показывает, что имеется ряд проблем, требующих скорейшего решения: еще не отработаны правовые нормы, в полной мере обеспечивающие гарантии интересов как частного бизнеса, так и государства; требуют развития организационные, договорные формы, налоговые условия (в том числе специальные налоговые механизмы), особые правовые режимы для имущества, с учетом которых могут реализовываться проекты ГЧП. Существующие нормативно-правовые акты, включая Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-Фз (действующая редакция от 01.01.2013), не обеспечивают достаточно четкой регламентации принципов и порядка взаимодействия участников концессионных отношений, что снижает интерес бизнес-структур к такого рода партнерству. Для повышения эффективности ГЧП в рамках концессий в транспортно-логистической сфере требуются разработка и принятие подзаконных актов, уточняющих хозяйственные отношения участников взаимодействия по поводу создания и эксплуатации объектов концессионных отношений.

По мнению ряда экспертов, сегодня необходимо создать единый центр оценки, координации и поддержки проектов ГЧП в транспортном комплексе с делегированием ключевых функций некоммерческому партнерству «инвесторы в транспортную инфраструктуру». соглашаясь с целесообразностью формирования подобного центра, отметим необходимость четкой проработки его задач, компетенций и инструментария, а также системы взаимодействия с подразделениями Минтранса РФ, прежде всего с департаментом программ развития.

Логистическая концепция интеграционного развития транспортных структур предусматривает регулирование всех характерных для них потоковых процессов с целью последовательной оптимизации консолидированного бизнеса. Логистизация позволяет на основе систематического анализа перспектив и рисков проводить взаимоувязку различных интересов и обеспечивать повышение эффективности работы всех взаимодействующих бизнес-звеньев с целью сокращения издержек в системе «грузоотправитель-транспортировка (складирование, экспедирование)-грузополучатель». Это дает значительный синергетический эффект.

Интеграционные процессы в транспортно-логистической сфере развиваются в направлении все более сложных форм, поэтому бизнес-интеграцию можно охарактеризовать как сложную иерархическую систему, каждый следующий уровень которой выступает подсистемой более высокого порядка (табл. 2).

характеристика уровней бизнес-интеграции

В процессе расширения интеграционных отношений на микроуровне транспортноэкспедиторской сферы формируются и получают развитие интегрированные транспортно-экспедиторские структуры (ИТЭс). Анализ мировой практики показывает, что для современного этапа характерно все более глубокое взаимопроникновение и сращивание капиталов различных секторов национального хозяйства, включая транспортную, производственную и финансовую сферы. Тенденция направлена на укрепление действующих и создание новых бизнес-звеньев, принадлежащих той или иной компании, а также на развитие независимых структур.

При выборе бизнес-партнеров субъектами транспортного комплекса следует учитывать: сегмент рынка, занимаемый потенциальным партнером, его конкурентоспособность и продолжительность функционирования в этом сегменте; финансовый, материально-технический, кадровый и информационно-коммуникационный потенциал; стиль хозяйственного поведения и деловой этики; отношение к качеству работы и своему имиджу; степень развития взаимосвязей с конкурирующими компаниями. Порядок взаимодействия с бизнес-партнерами, по нашему мнению, целесообразно закреплять в соответствующих корпоративных стандартах компании.

Важным направлением развития системы бизнес-партнерства транспортно-экспедиторских структур является совершенствование методов логистического взаимодействия с компаниями-аутсорсерами. По зарубежным экспертным оценкам, передача на аутсорсинг 3PL-провайдеру операционной логистической деятельности может способствовать снижению логистических издержек на 50%.

Если говорить о комплексном обслуживании потребителей и контроле над ценами, тут принципиальное значение для грузоперевоз-чиков имеет стратегия организации работы: то ли проводить все релевантные транспортные, терминальные и экспедиторские операции своими силами, то ли привлекать сторонних партнеров? При подключении сторонних компаний полностью или частично теряется контроль над конечными ценами обслуживания и сервисом. недаром крупные грузопе-ревозчики стремятся создавать фирменные терминальные сети для полного контроля над рынком своих услуг. однако такой подход требует значительных затрат на строительство и организацию складского хозяйства, грузопе-реработку, управление запасами и т.д.

Многие зарубежные транспортные компании поэтому предпочитают отдавать часть операций на аутсорсинг сторонним подрядчикам (3PL-и 4PL-операторам, т.е. логистическим посредникам), продолжая контролировать цены и показатели качества логистического сервиса на максимально протяженных участках товародвижения. в подобных ситуациях могут возникать конфликты интересов между грузоперевозчиками и логистическими партнерами по поводу распределения ответственности, рисков, затрат и прибыли. Предупреждение этих конфликтов и согласование интересов участников интеграции — вот задачи стратегического менеджмента транспортно-экспедиторской компании.

Поэтапный механизм согласования интересов партнеров в сфере транспортно-логистической интеграции, очевидно, должен включать базовую систематизацию совокупности интересов всех участников интеграционных процессов, определение сфер возможного противоречия интересов, оценку степени ущемленности интересов с построением субординированной системы целей и задач для каждого из партнеров, выбор и применение организационно-экономических и правовых регуляторов интеграционных отношений, способных в максимальной степени предотвратить (снизить) возможные осложнения.

Среди направлений развития логистического обеспечения интегрированных внутрихозяйственных и снабженческо-сбытовых операций можно выделить систематическое совершенствование договорной работы и оптимизацию состава бизнес-партнеров с учетом надежности и гибкости их подходов к взаимодействию, укрепление хозяйственных связей на основе максимально точного выполнения временных, адресных (территориальных) количественных и ассортиментных характеристик поставок (перевозок), гибкую ценовую политику, развитие дополнительных логистических услуг, в том числе складских и сервисных, немедленное реагирование на изменяющиеся предложения и запросы рынка, повышение эффективности системы складирования, оптимизацию уровня запасов, рационализацию тары и упаковки, унификацию грузовых единиц, оптимизацию величины заказов, разработку наиболее целесообразных маршрутов перемещения грузов на складах компании и за их пределами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамов Н.А., Элларян А.С. Концептуальные аспекты развития национальной транспортно-логистической системы // РИСК. — 2013. — № 3.

2. Брынцев А.Н. Понятие логистического поля // РИСК. — 2010. — № 3. — С. 106-108.

3. Гармашов В.С., Моргунов В.И. Особенности, стратегические направления и тенденции развития сферы транспортных услуг в России // Сибирская финансовая школа. — 2011. — № 6.

4. Голоскоков В.Н. Инновационная логистика на железнодорожном транспорте России: Монография. — М.: Креативная экономика, 2011.

5. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. — Самара: Изд-во «Солдат Отечества», 2002. — 636 с.

6. Моргунов В.И. Корпоративная маркетингологистическая стратегия бизнеса в условиях диверсификации российской экономики: Монография. — Изд-во «Дашков и К», 2007.

7. Новиков Д.Т. Формирование логистической поддержки продвижения научно-технических разработок // РИСК. — 2012. — № 4. — С. 24-29.

8. Прокофьева Т.А., Адамов Н.А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России: Монография. — М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011.

9. Россия в цифрах, 2013: Крат. стат. сб. — М.: Росстат, 2013. — 573 с.

10. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. — М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Шумаев В.А. Маркетинг и логистика оптового звена // РИСК. — 2013. — № 1. 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 25 августа 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog