Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Таможенные представители, банки и иные кредитные организации, обладающие правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин и налогов, а также специалисты по таможенным операциям теперь могут получить в электронном виде государственные услуги, оказываемые ФТС России.

Озвученная и наделавшая в свое время много шума новость от премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что «денег нет», скорее всего, реально соответствует действительности. Справедливость такого заявления главы Кабинета министров недавно подтвердила и Счетная палата (СП).

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

Президент Молдавии Игорь Додон заявил, что несмотря на возражения премьер-министра страны Павла Филипа меморандум о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом "будет подписан, и точка".

Президент Ирана Хасан Роухани посетит Россию 27-28 марта по приглашению президента РФ Владимира Путина.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

/ Статьи

Европейский транспортный проект «Рейл Балтика»: аргументы за и против

ЕЛЕНА ЧЕРНЯВСКАЯ

ЕЛЕНА ЧЕРНЯВСКАЯ

Санкт-Петербургский государственный университет,

кафедра мировой экономики,

ассистент

Эстония, Латвия и Литва во времена СССР были одними из самых высокоразвитых республик. Однако этот высокий уровень во многом достигался за счет их приоритетного финансирования со стороны союзного центра. В рамках СССР балтийские республики участвовали в разделении труда, имели свою экономическую нишу. В этих государствах были развиты машиностроение, энергетика, текстильная и пищевая промышленность, транспортная и строительная индустрия, сфера услуг. Курорты побережья Балтийского моря и столицы прибалтийских союзных республик ежегодно привлекали тысячи туристов. К началу 1990-х годов страны Балтии обладали современной промышленной и транспортной инфраструктурой. В Литве был построен Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и Ингалинская АЭС, в Эстонии - Новоталлинский порт и ТЭС в Нарве, в Латвии - Вентспилский порт и ГЭС на Даугаве, Рижский вагоностроительный завод, электротехнический завод ВЭФ, автомобильный завод RAF [7]. Прибалтийские товары легкой промышленности пользовались большим спросом в СССР. Уровень жизни стран Балтии был одним из самых высоких среди республик СССР.

С обретением независимости на территории этих государств осталось много промышленных предприятий и объектов инфраструктуры. Разрыв технологических цепочек и потеря общесоюзного рынка сбыта привели к кризису при переходе к рыночной экономике. часть предприятий перестали работать или были разделены на более мелкие фирмы в ходе приватизации. в первой половине 1990-х годов произошел глубокий экономический спад: за первые 5 лет реформ ВВП в Латвии сократился на 51%, в Литве — на 44%, в Эстонии — на 35% [4].

Наибольший подъем экономики происходил с 1994 по 1997 год. Этому способствовали проводимая руководством грамотная макроэкономическая политика, совершенствование рыночных институтов, низкий уровень коррупции и квалифицированная рабочая сила. Эти страны смогли быстрее других преодолеть последствия распада советского Союза. В 1993-2013 гг. среднегодовые темпы роста в Эстонии составили 4,6% (лучший результат среди стран Балтии), в латвии — 4,4%, а в Литве — 3,7%. После вступления в ЕС существенно расширилось их взаимное сотрудничество [3].

 

реальный рост ввп

Условием вступления стран Балтии в ЕС было приведение состояния транспортной инфраструктуры в соответствие с требованиями интеграционной группировки. «Основная задача при расширении ЕС — включение новых государств-членов в трансъевропейскую сеть. Это является предпосылкой для их экономического развития, основанной на ожидаемом росте в сфере транспорта», — говорится в Белой книге по транспорту 2001 года. В начале 1990-х годов, чтобы интегрировать страны Балтии в общее европейское пространство была разработана транспортная стратегия для региона Балтийского моря. Идея создания транспортного коридора «Рейл Балтика» впервые появилась в 1994 году в документе «Видение и стратегия в отношении Балтийского моря-2010». Проект был инициирован правительством Литвы, имеющей общую границу с Польшей.

Концепцией транспортного коридора является комбинация фиксированной железнодорожной магистрали Таллин-Варшава с колеей 1435 мм и паромной переправы Таллин-Хельсинки с возможными ответвлениями на Санкт-Петербург. В 2006 году была представлена презентация Заключительного отчета о потенциале железнодорожного проекта «Рейл Балтика». Этот транспортный коридор является одним из приоритетных проектов TEN-T. Несмотря на свою важную политическую роль, он до сих пор не завершен. Это связано с тем, что до недавнего времени не был утвержден план строительства коридора. Разногласия между странами — участницами коридора «Рейл Балтика» касались детальных маршрутов транспортировки, финансового участия стран, разделения ответственности национальных правительств за реализацию проекта. Еще в 2008 году было проведено исследование грузовой базы региона (табл. 1).

поток основных грузов в странах балтии

В 2011 году министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс заявил, что успешность проекта зависит от объемов привлеченных грузов и количества перевезенных пассажиров. Он полагал, что при 12 млн тонн грузов в год во всех балтийских государствах и 4 тысячах пассажиров в день «Рейл Балтика» будет прибыльным транспортным коридором [8]. Согласно данным, приведенным в таблице 1, в 2008 году такой грузовой базы у стран Балтии не было. Таким образом, остро стоит вопрос об обеспечении грузами транспортного коридора и о его окупаемости. В условиях общего снижения национальных объемов производства в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом ситуация к 2015 году не улучшилась.

В соответствии с требованиями законодательства ЕС первоначально предполагалось, что стоимость реализации проекта составит 5 млрд евро, а ЕС выделит 60% от стоимости строительства [8]. Однако позднее цифры были скорректированы. Строительство «Рейл Балтика» обойдется примерно в 3,5 млрд евро, причем Еврокомиссия покроет 85% расходов [5]. Для стран, вступавших в ЕС (страны Центральной и Восточной Европы), в связи с тем, что ресурсов их государственных бюджетов явно не хватало, было запланировано 91 млрд евро расходов для создания в них соответствующей европейским стандартам транспортной инфраструктуры до 2015 года [2]. Такие затраты могут быть оправданны только стратегической значимостью проекта.

Идея транспортного проекта «Рейл Балтика» состоит в соединении западной Европы (прежде всего Г ермании) с Финляндией и, возможно, Россией, через Эстонию, Латвию и Литву по железной дороге. Расстояние от Хельсинки до Берлина превышает 1000 километров, а когда длина маршрута превышает 200 км, выгоднее использовать железнодорожный транспорт. в 2011 году был открыт первый отрезок европейской колеи трансбалтийской железнодорожной магистрали. семь километров дороги шириной 1435 мм (традиционная российская железнодорожная колея имеет ширину 1520 мм) соединили между собой отрезок Моцкава-Шяштокай. Всего планируется проложить в Литве 335 км путей. Стоимость литовского отрезка Рейл Балтика — почти 2 млрд литов (примерно 580 млн евро) [9].

Согласно европейским программным документам, более тесная интеграция транспортной инфраструктуры стран Балтии в дорожную сеть ЕС должна способствовать укреплению торговых связей в рамках единого европейского пространства. Еврокомиссия предполагает, что реализация проекта «Рейл Балтика» позволит увеличить грузопоток в регионе. Согласно прогнозам, грузооборот составит 9,8 млн тонн в 2020 году, 12,9 — в 2030 году и 15,8 млн тонн в 2040 году. Потенциальная грузовая база есть в Финляндии и Германии. Согласно расчетам Е. Махлина и В. Яцкова, реализация проекта «Рейл Балтика» по первому варианту маршрута создаст возможности для увеличения пассажиропотока на нескольких направлениях. К 2034 году общее количество перевезенных пассажиров на маршруте Белосток-Элк может составить 1,9 млн человек. Значительный пассажиропоток будет также на участках Лось — польско-литовская граница (1,2 млн человек) и Каунас-Радвилишкис (1,5 млн человек) [6].

Указанные мощности могут быть освоены только с участием российских компаний, которые традиционно используют Эстонию, Латвию и Литву в качестве транзитных мостов для доставки товаров на европейский рынок. Объемы взаимного экспорта и импорта довольно высоки. Проиллюстрировать это утверждение может таблица 2.

Доля эстонско-латвийской торговли в общем объеме региональной торговли составляет 2,96%, доля эстонско-литовской торговли — 2,99%, а латвийско-литовской — 4,87%. При этом российско-эстонская торговля в общем экспорте региона составляет 6,41%, российско-латвийская торговля — 10,44%, а российско-литовская — 14,78%. Это свидетельствует о том, что страны Балтии не только и столько торгуют друг с другом, сколько во многом ориентированы на торговлю с Россией.

Для того чтобы привлечь значительный объем грузов и пассажиров по данному коридору, необходимо провести SWOT-анализ, который позволит определить сильные и слабые стороны проекта, а также возможности и угрозы. Что следует развивать, опираясь на внутренние характеристики коридора, а какие внешние условия способствуют перспективам роста грузооборота и пассажирооборота. В то же время недостатки транспортного коридора и внешние угрозы могут препятствовать успешному развитию проекта, особенно если не учитывать возможность участия России в проекте «Рейл Балтика».

Как видно из таблицы 3, привлекательные стороны коридора в большей степени связаны с железнодорожными технологиями и скоростью движения составов. Очевидно также желание стран Балтии дистанцироваться от России и больше интегрироваться в ЕС. Однако существенные угрозы и недостатки могут свести на нет преимущества данного проекта.

swot-анализ транспортного коридора рейл балтика

Балтийский регион остается основой для интенсивных торговых и железнодорожных грузопотоков с шириной колеи 1520 мм. Большая часть грузов перевозится в российском направлении. При реализации проекта с вариантом европейской шириной колеи встанет вопрос об эффективности транзитного грузопотока из России в третьи страны. Это может привести к переключению российских грузов на финские транспортные маршруты, которые приведут к экономическим потерям в странах Балтии. наличие на территории этих государств железных дорог с разными ширинами колеи (1520 и 1435 мм) может привести к значительным затратам на их эксплуатацию и снижению окупаемости коридора. В данном случае необходимо решить, какой вариант приоритетнее и сконцентрироваться на нем.

В том случае, если будет выбран европейский стандарт колеи, вопрос о целесообразности российского транзита станет вновь актуальным. Без участия России в той или иной степени коридор «Рейл Балтика» не будет успешно функционирующим транспортным маршрутом.

Библиографический список

1. «Rail Baltica» Gala ziHojums 2011 URL: http:// www.sam.gov.lv/images/modules/items/ PDF/item_3187_Rail_Baltica_Final_Report_ Executive_Summary_31_05_11_FINAL_v2_ LV.pdf (дата обращения: 05.02.2015).

2. White paper «European transport policy for 2010: time to decide». 2001.

3. Воробьева И.В. Внешнеэкономические связи Латвии в условиях глобального экономического кризиса // Материалы международной научной конференции «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления». — 2009. — С. 44.

4. Брук Е.О. Экономические преобразования в странах Балтии периода независимости: Автореф. дисс.; www.mgimo.ru/ files/36916/avtoref_bryk.doc (дата обращения: 05.02.2015).

5. Межевич Н.М. внешняя политика государств Прибалтики и крупные инфраструктурные проекты 2010-2014 годов // Балтийский регион. — 2014. — № 1 (19). — С. 19.

6. Махлин Е.М., Яцков В.С. Проект Rail Baltica — концепция реализации // Экономика железных дорог. — 2010. — № 5; http://www.mcfr. ru/journals/203/1156/20331/20345/index. php (дата обращения: 12.02.2015).

7. Цедилина Е. Государства Балтии — двадцать лет без СССР; http://www.imemo.ru/ files/File/magazines/rossia_i_novay/2012_01 / Cedilina.pdf (дата обращения: 01.02.2015).

8. Для окупаемости Rail Baltic нужны тысячи пассажиров в день; http://rus.delfi. ee/daily/business/dlya-okupaemosti-rail-baltic-nuzhny-tysyachi-passazhirov-v-den?id = 60184224 (дата обращения: 29.01.2015).

9. Литва переходит на европейскую железнодорожную колею; http://rus.postimees. ee/529574/litva-perehodit-na-evropejskuju-zheleznodorozhnuju-koleju (дата обращения: 12.02.2015).

10. http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/statistics-export-country-product/ (дата обращения: 29.01.2015).

11. http://unctadstat.unctad.org (дата обращения: 15.02.2015). 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 14 января 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Экономит время и средства

Таможенные представители, банки и иные кредитные организации, обладающие правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин и налогов, а также специалисты по таможенным операциям теперь могут получить в электронном виде государственные услуги, оказываемые ФТС России.

 30 марта 2017 / Таможня

Осетр и турист как угроза госказне

Озвученная и наделавшая в свое время много шума новость от премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что В«денег нетВ», скорее всего, реально соответствует действительности. Справедливость такого заявления главы Кабинета министров недавно подтвердила и Счетная палата (СП).

 29 марта 2017 / Таможня

Александр Гетман: нам любое дело по плечу

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

 28 марта 2017 / Таможня

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog