Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Евгений КОШКАРОВ: вступаем в период эволюции

Евгений КошкаровНа протяжении всего времени регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) каждое государство, в том числе и российское, неизменно сталкивается с необходимостью разрешать одно и то же противоречие: с одной стороны, необходимо в полном объеме осуществить таможенный контроль, а с другой - следует максимально облегчить для бизнеса условия ведения международной торговли.

На поверхности этой дилеммы лежит конфликт интересов государства в лице таможенной администрации, и интересов бизнеса в лице участников ВЭД. Однако на самом деле, если посмотреть на данную проблему шире, нежели ведомственные интересы таможни, то никакого конфликта мы не увидим. Дело в том, что в современном глобальном мире любая открытая экономика через свое участие в мировой торговле и в мировом разделении труда фактически является неотъемлемой частью мировой экономики.

Следовательно, чем меньше издержек будет приносить регулирование ВЭД, тем эффективнее будет функционировать национальная экономика и тем выше будет ее конкурентоспособность на внутреннем и на внешнем рынках. Поэтому коренной интерес государства в том, чтобы находить такие инструменты таможенного контроля, которые бы сочетали в себе эффективную защиту отечественного рынка и отечественного производителя, а их практическое применение было бы простым и не обременительным для бизнеса. Для закрепления такого подхода в практиках национальных таможенных администраций в 1973 году в Киото была принята Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

В рамках мониторинга практики применения закрепленных в документе положений Всемирная таможенная организация (ВТамО) в последнее время активно пропагандирует и распространяет наиболее передовой опыт национальных таможенных администраций в данной области. На сегодня признано, что его краеугольным камнем является использование двух технологий: управления рисками и таможенного аудита. Если порядок практического применения механизмов таможенного аудита в нашей стране только начинают обсуждать на различных дискуссионных площадках с участием представителей Федеральной таможенной службы и бизнеса, то по части работы системы управления рисками российской таможней уже накоплен достаточно большой, в том числе положительный опыт.

При этом в данном случае не следует путать таможенный аудит с таможенными проверками участников ВЭД после выпуска товаров, которые являются одной из форм таможенного контроля. Между ними такая же диалектическая взаимосвязь и отличие, как между системой управления рисками и формами таможенного контроля. Для понимания данного феномена полезно ретроспективно взглянуть на эволюцию применения такой формы контроля, как таможенный досмотр.

Напомню, что в советский период истории нашей таможни в рамках государственной монополии на осуществление международной торговли досмотр товаров, перемещаемых не для личного пользования, практически не применялся. Позднее, уже в современной России, на волне стремительно растущей внешнеэкономической активности появилось еще памятное старожилам околотаможенного бизнеса распоряжение ГТК России от 21.06.1999 № 01-14/723 «О таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации». Оно обязывало таможенников досматривать практически каждую партию товара.

С принятием в 2003 году нового Таможенного кодекса (ТК РФ) и введением в практику работы таможенных органов системы управления рисками (СУР) основанием для проведения досмотра стало выявление у перемещаемых через границу товаров рисков нарушения таможенных правил. Следующий этап в развитии форм таможенного контроля связан с применением технологии категорирования участников ВЭД. О механизмах и опыте применения данной технологии в статье «Бизнес подводят под категории», опубликованной в сентябрьском номере «Таможенных новостей», подробно рассказал начальник Управления рисков и оперативного контроля ФТС России Вячеслав Голоскоков.

Задумались о будущем

Сейчас же хочу поразмышлять на тему дальнейшего развития этой технологии. Как в свое время отметил Вячеслав Голоскоков, сейчас при категорировании участников ВЭД применяются два основных подхода: автоматический и отраслевой. Мне кажется, что при всех преимуществах и недостатках обоих подходов более продуктивным является второй вариант. Отмечу, что автоматический метод основывается на анализе уже осуществленного таможенного контроля.

Следовательно, он оперирует уже прошедшими событиями и применительно к таможенному администрированию, по аналогии с двигающимся автомобилем, является своего рода зеркалом заднего вида. Отраслевой же подход, учитывающий общую практику хозяйственной деятельности участника ВЭД, позволяет строить более эффективные прогнозы по поведению таможенного контроля, причем на перспективу.

При внедрении технологии категорирования участников ВЭД таможенная служба активно использует передовой опыт европейских коллег, который обобщен в базе стандартов Всемирной таможенной организацией. Однако в практике таможенного администрирования у нас и в Европе имеется существенная разница. Так, европейские таможенные ведомства широко используют такое понятие, как «уровень соответствия требованиям». Рекомендуется, чтобы он был не ниже 95%. На практике это означает, что достоверными считаются те заявленные в декларации на товар (ДТ) сведения, которые отличаются от фактических не более чем на 5%.

Данный принцип также вводит допуски на точность измерения (взвешивание, пересчет), на точность ведения коммерческого документооборота. Среди прочего он допускает возможность совершения простой человеческой ошибки. В России же любое несоответствие заявленных в ДТ сведений, влекущее за собой неуплату таможенных платежей, является основанием для заведения административного расследования. Только в его рамках декларант может надеяться на освобождение от ответственности по малозначимости правонарушения либо по отсутствию вины. Однако в любом случае такая ошибка, даже совершенная по технической причине, обязательно приведет к понижению рейтинга участника ВЭД в системе категорирования.

Поэтому именно для российской практики регулирования ВЭД большое значение имеет качество декларирования в смысле качества осуществления бизнес-процесса. Как известно, декларирование является основным видом деятельности для профессиональных участников ВЭД, имеющих статус таможенного представителя. На мой взгляд, для получения более объективного прогноза возможности нарушения ими таможенных правил прежде всего следует оценивать качество работы данных участников рынка внешней торговли. Именно это должно приниматься в качестве необходимости категорирования таможенных представителей для целей дальнейшего повышения эффективности таможенного контроля.

К аналогичному выводу можно прийти, используя так называемый принцип эквивалентности: если два субъекта солидарны между собой в ответственности, то разумно было бы солидаризировать их и в правах. Напомню, что солидарная ответственность по уплате таможенных платежей таможенного представителя и декларанта закреплена в статье 60 Закона «О таможенном регулировании». Категорирование же нынче является правом и конкурентным преимуществом декларанта как добропорядочного участника ВЭД. Поэтому разумным шагом было бы наделение правом использования преимуществ категорирования и добропорядочных таможенных представителей.

Ищем новые инструменты

Их категорирование, по моему мнению, могло бы стать плодотворным полем для сочетания механизмов управления рисками и таможенного аудита соответственно. Вывод о возможности или предопределенности нарушения таможенных правил каким-либо таможенным представителем можно сделать только из анализа его профессиональной деятельности. Проще говоря, если таможенный представитель постоянно совершенствует свои производственные технологии, занимается повышением профессионального уровня персонала, широко применяет в работе современные информационные технологии, щепетильно подходит к выбору клиентов, то следует ожидать, что вероятность нарушения им таможенных правил будет невысокой.

При этом ограничиться только опытом, накопленным подразделениями таможенной инспекции, здесь не получится. Потребуется использовать подходы, широко применяемые налоговыми аудиторами. В качестве примера рассмотрим проблему использования при таможенном оформлении фирм-«однодневок». По своему опыту знаю, как иногда бывает трудно за вполне обычными документами и достаточно респектабельными лицами разглядеть это явление. Однако и нерешаемой эту проблему назвать нельзя: анализ учредительных документов, бухгалтерского баланса, арбитражной практики, корпоративного сайта может в совокупности много рассказать о потенциальном клиенте.

Опыт выявления недобросовестных партнеров можно также перенять из налоговой практики. Так, налоговые аудиторы, проводя проверку финансово-хозяйственной деятельности участников рынка, большое внимание уделяют тому, как компания на практике применяет принцип разумной осторожности и осмотрительности при выборе контрагентов. Считаю, что таможенным представителям следует более широко использовать их опыт и рекомендации в работе по определению среди потенциальных клиентов фирм-«однодневок».

Выявление в ходе таможенного аудита таможенного представителя фактов использования с его стороны эффективных методов проверки состоятельности клиента, проявления осмотрительности при его выборе могло бы стать основанием для повышения категории такого представителя. Подобная внутренняя процедура несомненно будет объективно приводить к снижению риска нарушения таким участником рынка таможенных правил.

Подобным образом можно было бы рассмотреть и другие многочисленные аспекты таможенного оформления: определение таможенной стоимости и страны происхождения товаров, классификация товаров, соблюдение прав на интеллектуальную собственность и так далее и тому подобное. Опыт нашей компании доказывает, что чем качественнее и с большей компетентностью таможенный представитель осуществляет тот или иной этап таможенного оформления, тем меньше вероятность нарушения таможенных правил на этом отрезке.

Например, наличие в штате компании одного, а лучше нескольких хорошо подготовленных специалистов по классификации товаров, имеющих профильное образование как в области разработки или производства тех или иных видов товаров, так и в сфере применения гармонизированной системы классификации товаров, может существенно уменьшить вероятные ошибки по данному направлению. Периодическое обучение и повышение квалификации такими специалистами будет показывать, что их работодатель, то есть таможенный представитель, на практике проявляет должную осмотрительность, которая позволяет минимизировать риск совершения нарушений таможенных правил, связанных с неправильной классификацией товаров.

Основной критерий - качество

Еще одним достаточно эффективным инструментом в деле повышения эффективности таможенного контроля через оценку уровня работы таможенных представителей, на мой взгляд, является использование подходов, которые применяются в системе менеджмента качества ISO 9001. Ведь при заполнении декларации таможенный представитель выполняет работу, качество которой таможенный орган оценивает, вынося то или иное решение.

Если на ДТ ставится штамп «выпуск разрешен», то свою работу таможенный представитель сделал удовлетворительно. Если принято решение о корректировке таможенной стоимости или о возбуждении административного дела – она выполнена плохо. Изучив и оценив внутренние процессы таможенного представителя, таможенный аудитор сможет сделать вывод о том, будет ли в будущем этот поставщик услуг (с точки зрения соблюдения таможенных правил) выполнять свои обязанности хорошо или не очень. По сути, это и есть категорирование субъекта таможенного контроля.

Кроме того, использование инструментов системы менеджмента качества позволило бы ввести в работу таможенных представителей и практику оценки уровня ее выполнения со стороны таможенных органов такое понятие, как «стандарты качества работы таможенного представителя». Это позволило бы поднять таможенный контроль на совершенно новый профилактический уровень. Как известно, лучший способ борьбы с любыми нарушениями – их профилактика.

По моему мнению, это могло бы выглядеть следующим образом. Например, участники рынка будут знать, что есть некий стандарт качества, который предусматривает, что классификацию товара должен проводить сотрудник компании, имеющий подтверждение о прохождении специальной образовательной программы в области классификации товаров. Предположим, в ходе таможенного контроля будет установлено, что из-за отсутствия специальных знаний в области производства полимеров этот работник неправильно классифицировал линейный полиэтилен.

Одной из рекомендаций таможенного аудитора по результатам проверки работы данного представителя в части оценки данного нарушения таможенных правил может стать предложение дополнить указанный стандарт качества требованием, что классификацию товаров с нулевой ставкой таможенной пошлины могут производить лишь специалисты, которые не только знают правила их классификации, но и владеют профессиональными знаниями в области производства таких товаров.

Изменение данного стандарта работы таможенных представителей помогло бы участникам рынка в дальнейшем избежать подобных ошибок. При таком подходе начала бы формироваться цепочка управленческих действий: выработка и соблюдение стандарта – проверка качества работы по нему – выявление несоответствия качества работы – корректировка стандарта – соблюдение новых положений стандарта – выявление соответствия качества работы и так далее. Эти действия, работая с уже случившимися нарушениями, формировали бы условия для недопущения аналогичной ситуации в будущем, то есть обеспечивали бы профилактику этих нарушений.

Вероятно, кому-то приведенная выше схема работы таможенных представителей покажется громоздкой и дорогостоящей, освоить которую будет под силу только крупным компаниям. Доля истины в этом есть. Однако стоит понять, что все предложенное относится исключительно к технологии категорирования таможенных представителей. На практике это будет означать, что компаниям, которые не смогут или не захотят соответствовать неким заданным стандартам качества, просто не удастся попасть в более высокую категорию. Следовательно, они будут контролироваться таможенными органами в общем порядке, который в настоящее время действует вполне эффективно.

При этом те пионеры рынка, которые решатся потратить имеющиеся у них организационные, финансовые и временные ресурсы на повышение качества своей работы, будут вознаграждены тем, что таможенные органы начнут применять к их декларациям упрощенные формы таможенного контроля. Таможенники также окажутся в выигрыше. Они смогут задействовать меньше ресурсов для контроля деклараций, подаваемых таможенными представителями, которые будут отнесены к категории с низким риском нарушений таможенных правил.

Евгений КОШКАРОВ,

вице-президент ГК «Аривист»,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 8 декабря 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog