Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

ЕАЭС держит курс на развитие

Владимир ГОШИНМы живем в исторически интересное время: на наших глазах формируется новый облик мира, обозначился процесс перехода от глобализации к регионализации, то есть образованию региональных политических и экономических центров, позволяющих определить новые форматы взаимодействия государств.

Таким интеграционным объединением является и наш Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, в которой должна быть обеспечена свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В условиях временного ухудшения экономической ситуации она дает возможность минимизировать возможные негативные последствия за счет расширения внутреннего рынка, делая его регулирование более эффективным.

Сейчас в ЕАЭС вырабатывается единая нормативно-правовая база, проводится работа по устранению изъятий, ограничений и барьеров для результативной работы единого рынка, в том числе и по совершенствованию таможенного регулирования и администрирования. Думаю, не будет преувеличением, если скажу, что сегодня самый обсуждаемый и ожидаемый и бизнесом, и таможенными администрациями, и иными заинтересованными ведомствами стран ЕАЭС проект – новое таможенное законодательство Союза.

В рамках работы над ним мы опробовали абсолютно новый формат взаимодействия с бизнес-сообществом. Проект Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС – это первый в истории евразийской интеграции проект международного договора, регулирующего таможенные правоотношения. Он разрабатывался совместно всеми заинтересованными сторонами — государственными органами, представителями бизнес-сообщества от каждой страны - участницы Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) - ныне это ЕАЭС, а также специалистами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Представители деловых кругов, ставшие полноправными участниками Рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства, имели возможность определять основные направления дальнейшего развития таможенного законодательства Союза. Уточню, что решением Коллегии ЕЭК от 18.12.2014 проект ТК ЕАЭС был направлен в государства - члены Союза для проведения внутригосударственного согласования (ВГС).

Напомню, что действующее таможенное законодательство ТС имеет ряд существенных недостатков: громоздкость нормативного регулирования (20 соглашений); значительное количество отсылочных норм к национальному законодательству; недостаточный уровень имплементации современных инструментов упрощения процедур торговли (уполномоченный экономический оператор, «единое окно», автоматический выпуск товаров, посттаможенный аудит и т. д.); неясности некоторых терминов ТК ТС. Что касается проекта нового кодекса Союза, то он основан на международных стандартах и передовой практике таможенного администрирования. Добавлю, что в него кодифицированы положения 20 международных договоров в сфере таможенного регулирования.

В проекте ТК ЕАЭС уже нашли отражение принципиально новые подходы. Среди них приоритет электронного таможенного декларирования; возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, информационными системами таможенных органов; возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена; совершенствование института уполномоченного экономического оператора; использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций.

Подробнее остановлюсь на последнем нововведении. Мы придаем огромное значение внедрению механизма «единого окна». Отмечу, что рейтинг Doing Business выявил тенденцию: в пятерку лидеров по направлению «международная торговля» входят страны, в которых этот механизм охватывает все сферы государственной деятельности, регулирующие ВЭД (Сингапур, Южная Корея и другие). У нас иного пути тоже нет. Чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее все почувствуют улучшения во внешнеэкономической деятельности.

В этой связи 29 мая 2014 года лидерами стран - основательниц ЕАЭС принято принципиальное решение – были одобрены «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» (Решение ВЕЭС № 68), положившие начало работе по внедрению и развитию национальных механизмов «единого окна» и организации их информационного взаимодействия в рамках ЕАЭС. В 2015 году главы государств - членов ЕАЭС утвердили стратегию внедрения «единого окна» - План мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» на 2015–2020 годы (Решение ВЕЭС от 08.05.2015 № 19).

На уровне заместителей премьер-министров стран евразийской «пятерки» ежегодно утверждаются детализированные планы, определяющие для правительств и деловых кругов стран ЕАЭС вектор развития национальных механизмов «единого окна». Например, в Казахстане этот механизм нашел отражение в плане по проведению реформ «100 конкретных шагов» Президента РК Нурсултана Назарбаева.

Сейчас проект ТК ЕАЭС находится на финальной стадии. Эксперты проработали все 1,5 тыс. поправок, полученные по итогам ВГС. Стороны смогли сблизить подходы и выработать общее видение касательно дальнейшей доработки проекта документа. Новая редакция его текста будет подготовлена и направлена Сторонам до конца текущего года. Мы ориентируемся на ранее заявленные сроки – ТК ЕАЭС должен вступить в силу в 2016 году.

Рассчитываем, что новое таможенное законодательство ЕАЭС, которое обеспечит единое таможенное регулирование во всей союзной «пятерке», значительно облегчит и реализацию совместных экономических проектов с третьими странами. Считаем, что у ЕАЭС огромный потенциал в качестве экономического партнера с ведущими мировыми экономиками, государствами, объединениями. Это действительно так.

Напомню, что мы уже подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам, успешному заключению которого на завершающих этапах поспособствовала в том числе и активная деятельность экспертов таможенного блока ЕЭК. Еще ряд стран проявляют интерес к нашему Союзу и изучают возможность заключения подобных соглашений. Таможенным блоком ЕЭК готовятся предложения по заключению с Всемирной таможенной организацией (ВТамО) меморандума о взаимодействии с перспективой нашего дальнейшего участия в качестве наблюдателя в ее рабочих органах.

Особое место в международных связях ЕАЭС занимает Китайская Народная Республика. Как вы знаете, в Москве 8 мая лидерами России и Китая подписано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Мне приятно отметить, что сфера таможенного регулирования стала одной из первых точек соприкосновения ЕАЭС и КНР. Мы установили прочный, долгосрочный контакт с китайскими коллегами.

Рассчитываю, что конечным результатом нашей общей работы станет взаимовыгодное Соглашение об информационном обмене между таможенными службами стран ЕАЭС и КНР, которое будет содействовать упрощению и развитию торговли между КНР и государствами – членами Союза за счет расширения таможенного сотрудничества, повышения эффективности таможенного контроля и обеспечения достоверности таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Коллеги из Китая уже выразили готовность пойти в наших партнерских отношениях значительно дальше. Так, на перспективу предложено рассмотреть возможность взаимного признания уполномоченных экономических операторов (УЭО). Это абсолютно конкретное и – главное – реализуемое предложение. Мы серьезно усовершенствовали институт УЭО, максимально унифицировали принципы его создания и деятельности с международными аналогами именно с прицелом на последующее международное сотрудничество.

Те нормы УЭО, которые начнут работать с вступлением в силу нового кодекса, позволят ЕАЭС заключать соглашения с крупнейшими торговыми партнерами о взаимном признании таких операторов, а это значит – во взаимной торговле станет возможным перемещать товары практически без участия таможенных органов.

Второе направление, где мы сможем оказать существенное содействие внешней торговле, – это создание единой трансконтинентальной системы таможенного транзита. Мы озвучиваем эту идею с разных площадок уже несколько лет. Рассчитываем, что наша глобальная идея найдет реализацию на Востоке в рамках китайской инициативы по созданию Экономического пояса Шелкового пути.

Считаю, что привел достаточно серьезные примеры проявления международного интереса к ЕАЭС как к экономическому партнеру. Но при этом нужно признать, что нам есть еще что улучшать и над чем серьезно и сложно работать. Для того чтобы полноценно сотрудничать с третьими странами, необходимо сначала устранить проблемы в «своем доме». Иначе формулировка «182-миллионный потребительский рынок», которой мы сейчас презентуем ЕАЭС на мировой арене, будут всего лишь красивыми громкими словами.

Имею в виду наличие барьеров, изъятий и ограничений во внешней торговле, в том числе в части передвижения товаров. Главы государств - членов ЕАЭС последовательно заявляли о необходимости максимальной либерализации условий экономической деятельности в Союзе. В обращении к главам стран Союза председатель Высшего евразийского экономического совета Александр Лукашенко обозначил, что «фундаментом Евразийского экономического союза должна стать полная отмена изъятий и ограничений в движении товаров».

ЕЭК совместно с государствами - членами ЕАЭС проводит в этом направлении системную работу. Чтобы перейти к конкретике, скажу, что из 23 ранее неурегулированных вопросов в таможенной сфере осталось восемь. Имеющиеся барьеры несут в себе не столько таможенный, сколько экономический характер. Из них 3 сейчас находятся в процессе устранения, а 4 дополнительно прорабатываются. При этом подчеркну, что решение наиболее принципиального экономического вопроса по отмене принципа «резидентства» требует политической воли на самом высоком уровне.

Вместе с тем от решения этих проблем нам никуда не деться. Устранение барьеров значительно сократит издержки бизнеса во внешнеэкономической деятельности и, как следствие, серьезно улучшит бизнес-климат в странах ЕАЭС. Безусловно, серьезным вызовом для нашего объединения стала затянувшаяся ситуация с санкциями.

Считаю, что в условиях функционирования Союза, целями создания которого являлись взаимодействие и партнерство, развитие экономик государств - членов данного интеграционного объединения, когда создана единая таможенная территория и отменен государственный контроль, в том числе таможенный, на «внутренних» границах, введение «односторонних» ограничительных мер без опоры на существующие или создание новых механизмов взаимодействия между государствами – членами ЕАЭС приводит к двойному негативному эффекту.

Во-первых, расшатываются достигнутые итоги интеграции, нарушается взаимное доверие между государствами – членами ЕАЭС в соблюдении ими единой договорно-правовой базы. Во-вторых, без регулирования отдельных элементов «односторонних» мер на уровне договорно-правовой базы ЕАЭС снижается и результативность этих мер для устанавливающей их страны. Два этих негативных эффекта уже проявились в ситуации с антисанкциями.

Мы ни в коем случае не оспариваем право государства защищать национальные интересы посредством применения защитных мер. Но, подчеркну, любые ответные действия не должны препятствовать общим интересам государств- членов ЕАЭС, а также противоречить праву Союза. Особое внимание этой проблеме уделил председатель Высшего евразийского экономического совета Александр Лукашенко. Президент Республики Беларусь обозначил необходимость «выработки действенных механизмов функционирования Евразийского экономического союза в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств».

Возможный механизм взаимодействия государств – членов ЕАЭС при применении одним из них «односторонних» мер был предложен ЕЭК в виде проекта международного соглашения и направлен Сторонам для рассмотрения и внесения предложений по своему видению такого механизма. Вопрос выработки единого механизма реагирования в таких случаях и компетенции Комиссии в этом процессе будет рассмотрен на одном из заседаний Совета ЕЭК.

В 2014-2015 годах Комиссия приняла ряд решений, направленных на совершенствование таможенного администрирования и регулирования. Так, законодательно закреплен и уже успешно реализуется упрощенный порядок таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах – членах ЕАЭС. В качестве таможенной декларации на транспортное средство теперь используется свидетельство о его регистрации без проставления таможенным органом каких-либо отметок.

При этом контроль за временным вывозом осуществляется с использованием информационных систем. Также транспортные средства международной перевозки теперь могут представляться для осмотра и продления срока действия заблаговременного допущения к осуществлению международных перевозок под таможенными пломбами и печатями в любой таможенный орган государства – члена ЕАЭС, на территории которого такие транспортные средства зарегистрированы.

В 2014 году ЕЭК приняла решения, которые обеспечивают возможность внедрения технологии автоматической регистрации декларации на товары (ДТ), сокращение количества представляемых документов, оптимизацию сведений и систематизацию особенностей заполнения граф ДТ.

Такие упрощения позволят участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) значительно экономить ресурсы при подготовке и представлении документов, а таможенным органам - при их проверке и хранении. Кроме того, упрощения позволят более широко внедрять механизмы автоматической проверки сведений и их анализа, а также сократить время совершения таможенных операций.

Сейчас мы работаем над созданием единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности (ЕСИТС) на таможенной территории ЕАЭС. ЕСИТС – одно из обязательных условий формирования инфраструктуры электронного документооборота, обеспечивающего бизнес-процессы в цепях поставок при осуществлении межведомственного и межгосударственного взаимодействия для целей таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза.

ЕЭК предложила подход, предусматривающий создание ЕСИТС в таможенных целях на основе использования уникального идентификационного таможенного номера (УИТН), включающего в свой состав национальный государственный регистрационный номер. Использование УИТН позволит упростить формы таможенных документов, а также структуры и форматы их электронных видов; уменьшить объемы данных, необходимых для сбора, хранения и обработки документов в электронном виде; оптимизировать алгоритмы и повысить эффективность системы управления рисками; обеспечить согласованный обмен данными с Евросоюзом по заинтересованным лицам на основе взаимного признания принятого в ЕС номера EORI и нашего УИТН.

Не так давно ЕЭК утвердила Положения об обмене электронными документами при трансграничном взаимодействии органов государственной власти государств – членов ЕАЭС между собой и с ЕЭК. Надеемся, что это решит и вопрос с электронными сертификатами, которые сейчас используются при таможенном транзите. Перевозчикам больше не нужно будет возить пакет бумажных документов, подтверждающих представление финансовой гарантии. Вся необходимая информация будет содержаться в компьютерных сетях.

ЕЭК совместно с государствами - членами Союза проводит последовательную работу по внедрению в процесс совершения таможенных операций прогрессивных безбумажных технологий, сокращению документов, сопровождающих данный процесс, дальнейшему совершенствованию правил декларирования товаров и оптимизации порядка указания отдельных сведений в ДТ.

Для повышения надежности международной цепи поставок, минимизации рисков коммерческой недобросовестности и повышения эффективности функционирования системы анализа рисков ЕЭК с 2012 года работает над введением обязательного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Сейчас обязательность представления предварительной информации введена в отношении товаров, ввозимых автомобильным (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899) и железнодорожным транспортом (решение ЕЭК от 17.09.2013 № 196). В настоящее время прорабатываются условия введения данной технологии в отношении товаров, перемещаемых через границу воздушным и морским транспортом.

Использование полученных сведений о товарах только для целей таможенного контроля рассматривается нами как энергозатратное, но недостаточно эффективное мероприятие. Именно поэтому в проекте ТК ЕАЭС предусмотрено более широкое использование такой информации, в частности, при дальнейшем помещении товаров под процедуру таможенного транзита.

В 2015 году Коллегия ЕЭК приняла решение, упрощающее перемещение багажа для транзитных пассажиров при авиаперевозках на всей таможенной территории ЕАЭС. Для граждан, следующих с пересадкой в международном аэропорту, предусмотрена возможность оформить свой сопровождаемый багаж в качестве трансферного (при условии, что в нем отсутствуют товары, подлежащие таможенному декларированию). Впоследствии такой багаж доставляется авиаперевозчиком в аэропорт назначения без его выдачи пассажиру для предъявления таможне в стыковочном аэропорту.

Кроме того, существенно упрощены правила перемещения товаров, предназначенных для организации и проведения крупных международных спортивных мероприятий. Ориентиром послужили зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи, чемпионат мира 2014 года по хоккею с шайбой в Минске, а также предстоящий чемпионат мира 2018 года по футболу в Российской Федерации.

Перечисленные выше решения – лишь часть из предпринимаемых Комиссией шагов в части упрощения таможенных формальностей и, как следствие, улучшения бизнес-климата в интеграционном объединении. Мы прекрасно понимаем, что еще необходимо сделать, чтобы возможности, которые заложены в самом формате ЕАЭС, получили практическую реализацию, а каждый житель нашего интеграционного объединения прочувствовал на себе рост экономического благосостояния и улучшения качества жизни.

Владимир ГОШИН,

член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 28 октября 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog