Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Дорожную карту перезагрузили

Один из популярных профессиональных интернет-порталов в ходе опроса на тему «Что, по вашему мнению, больше всего влияет на предпринимательский дух в России?» выяснил, что 41% респондентов пугает «непредсказуемость будущего». Тех, кого пугает несовершенство законов, оказалось более чем в 2 раза меньше.

Считаю, что утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (дорожная карта) «Совершенствование таможенного администрирования», после внесения в нее в сентябре изменений (утверждены распоряжением от 26.09.2013 № 1721-р), является реальным планом мероприятий, реализация которых позволит достичь определенной цели, в том числе решить вопросы предсказуемости будущего для бизнеса.

Напомню, что сейчас в мировом инвестиционном рейтинге Doing Business Всемирного банка наша страна занимает 162-е место в сфере международной торговли, что является крайне удручающим фактором. Согласно дорожной карте к 2018 году мы должны будем совершить гигантский скачок и занять по этому показателю 17 место. Не следует рассматривать карту как панацею от всех существующих бед. Это всего лишь четкий план, определяющий направления развития деятельности государственных органов, порядок и сроки принятия тех или иных нормативно-правовых актов.

Однако именно большая прозрачность и предсказуемость предусмотренных картой мероприятий, прописанные в ней отчетность государственных органов и возможность их конструктивного диалога с участниками рынка призваны не только упростить существующие таможенные формальности, но и поднять на новый уровень таможенное администрирование в нашей стране. Это должно произойти за счет более эффективного использования имеющихся у госорганов ресурсов, в частности у таможенной службы.

Не секрет, что первая редакция дорожной карты прорабатывалась в очень сжатые сроки небольшой группой экспертов с привлечением представителей заинтересованных государственных органов, что, безусловно, негативно сказалось на качестве итогового документа. Особенно много нареканий вызвали расплывчатые формулировки намеченных целей и желаемых результатов.

Отмечу, что на начало лета 2013 года из запланированного были осуществлены всего 10 мероприятий. Среди них введение обязательного предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска и отказ от предъявления паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронном виде, а также сокращение сроков доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов до 3 часов.

Наряду с этим осуществлено введение отраслевого подхода в рамках системы управления рисками, внедрение системы ключевых показателей эффективности деятельности таможенных органов и т. д. В то же время из запланированных остались не реализованы (перенесены сроки) 8 мероприятий, а еще 3 пункта находятся в стадии выполнения.

Чтобы осуществлять мониторинг исполнения госорганами намеченных дорожной картой планов, Агентство стратегических инициатив (АСИ) создало рабочую группу. Именно благодаря активной позиции ее членов, предпринимательского сообщества и руководителя рабочей группы российского омбудсмена по таможенным вопросам Виталия Сурвилло госорганам (в частности, ФТС России) не удалось необоснованно внести некоторые из пунктов карты в число якобы исполненных. Например, в списке невыполненных либо нуждающихся в оценке эффективности остались пункты о ревизии составов главы 16 КоАП РФ, порядок создания, реорганизации и/или ликвидации таможенных органов и другие, существенно затрагивающие интересы предпринимателей.

Именно благодаря конструктивному диалогу предпринимателей с госорганами по вопросам реализации намеченного плана уже упоминавшимся распоряжением № 1721-р от 26.09.2013 Правительство РФ утвердило многочисленные поправки, а фактически новую редакцию дорожной карты.

В своем нынешнем виде она выглядит подробнее, существенно расширился перечень предполагаемых к исполнению мероприятий: вместо прежних 60 их стало 39. Кроме того, с 7 до 16 увеличилось количество блоков, означающих направления деятельности. Появилась графа «вид документа», в ней обозначен конкретный результат каждого этапа. Одним из исполнителей по многим направлениям карты названо АСИ, консолидирующее мнение бизнеса.

Вот наиболее интересные, на мой взгляд, из запланированных на ближайшую перспективу направления работы таможенных и других контролирующих органов:

Декабрь  2013 г.                                                        

Планируется внесение в Государственную думу законопроектов, предусматривающих изменение в Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в частности по вопросам изменения критериев исключения из реестра таможенных представителей, изменения порядка представления таможенными представителями отчетности, запрета на осуществление государственными унитарными и аффилированными с ними предприятиями деятельности в сфере таможенного дела.

 

  Реализация пилотного проекта в морских пунктах пропуска по выпуску в течение времени, необходимого для выгрузки товаров с судна.
Январь 2014 г. Реализация пилотного проекта по выпуску товаров в автомобильных пунктах пропуска с наделением в последующем (2018 год) такими полномочиями всех оснащенных должным образом пунктов пропуска.
  Упрощение в порядке контроля таможенной стоимости по идентичным товарам, ввозимым в рамках одного внешнеторгового контракта (через решение комиссии ЕврАзэс).
  Создание и утверждение упрощенного порядка обжалования решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости в судах.
  Установление ценовых индикаторов контроля таможенной стоимости на основании данных экономического анализа.
  Централизация учета обеспечения уплаты таможенных платежей, а в дальнейшем - в июле 2014 года – разработка и внедрение механизма использования обеспечения, вносимого таможенными представителями для включения в реестр.

Отрадно, что отдельно выделена ситуация в морских портах пропуска. Это стало возможно в связи с тем, что за год работы с дорожной картой представители различных заинтересованных ведомств и бизнеса в ходе многочисленных дискуссий сумели сформировать общую позицию о том, что совершенствование таможенного администрирования в морских пунктах пропуска неразрывно связано с работой всех составляющих механизма морских портов и отдельная корректировка таможенного законодательства в отрыве от совокупного регулирования портовой деятельности не даст желаемого эффекта.

Министерством транспорта уже разработан и находится на утверждении в Правительстве РФ «План мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах». Предполагается, что в портах наряду с запланированными в дорожной карте под руководством профильного ведомства по данному направлению также будут проводиться и дополнительные мероприятия.

Что же касается долгосрочной перспективы, то хотелось бы особо выделить внедрение технологии автоматизированного (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров при представлении декларации на товары (ДТ) и документов, подтверждающих заявленные сведения, в виде электронных документов. Пилотный проект по этому вопросу намечен на январь 2015 года, в полном объеме внедрение планируется осуществить к 2018 году.

Особую тревогу у бизнес-сообщества вызывает судьба не исполненного до сих пор пункта прежнего плана относительно инвентаризации составов главы 16 КоАП РФ. В новой дорожной карте это мероприятие значится в пункте 71 и вынесено в отдельный блок VI «Совершенствование административной ответственности за нарушение таможенных правил». Срок исполнения с декабря 2013 года отодвинут на январь 2015-го.

Кроме того, эксперты высказывают опасения в связи с возникновением необходимости дробить предлагаемые поправки постатейно. Это произошло после того, как в начале текущего года Минюст отказался вносить предложенные бизнес-сообществом поправки пакетом. Постатейный подход, конечно, менее эффективен, поэтому эксперты не ожидают, что в ближайшей перспективе произойдет активное продвижение интересов предпринимателей по этому направлению. Более того, в новой редакции этого пункта в качестве исполнителей отсутствуют Минэкономразвития и Минюст. В этом качестве их заменила ФТС России, что, по мнению экспертов, также может существенно осложнить реализацию этого направления.

Отмечу, что для новой редакции карты в целом характерна тенденция по увеличению роли и ответственности ФТС Росси по тому или иному пункту. В нынешнем варианте документа за службой их закреплено гораздо больше. На таком подходе настаивало само таможенное ведомство. Его специалисты указывали на наличие большой заинтересованности службы, являющейся непосредственным исполнителем значительного числа пунктов карты, в повышении эффективности результатов по рассматриваемым вопросам.

В итоге эта позиция возобладала, она была поддержана Правительством РФ и закреплена в новой редакции дорожной карты. В этой связи, по мнению АСИ, еще большая степень ответственности ложится на плечи экспертного и предпринимательского сообщества. Нам необходимо развивать институты анализа и экспертизы, совершенствовать технологии опросов и исследований проблем практической реализации внедряемых технологий, принимаемых нормативно-правовых актов. Мы уже многого добились, но основная работа еще впереди.

Анастасия ЧУРСИНА, член рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 5 ноября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog