Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

/ Статьи

Брендодержатели еще могут отдыхать

Параллельный импорт в России в ближайшее время легализован не будет, поэтому иностранные производители брендированных товаров минимум до весны 2012 года могут спать спокойно. Эксперты считают, что эта отсрочка связана с надеждами России в ближайшее время вступить в ВТО. Напомним, что на прошедшем в середине августа совещании первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил чиновникам и бизнесменам дополнительно проработать этот вопрос и найти компромисс.

Немногим ранее, в апреле 2011 года, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предложила правительству легализовать ввоз в Россию брендированной продукции третьими лицами без разрешения правообладателей. По мнению чиновников ведомства, это будет способствовать развитию конкуренции и создаст предпосылки для снижения цен на импортные товары. В частности, ФАС предложила поправить статью 14.87 Гражданского кодекса (ГК) РФ и статью 14.1 Закона «О защите конкуренции». По существу, эти поправки призваны изменить действующий в России региональный принцип исчерпания прав на международный.

Как известно, при региональном принципе продажи брендированной продукции другими лицами допускаются лишь с разрешения правообладателя, а при международном - правообладатель теряет исключительное право на продукцию сразу после ее продажи. Со своей стороны, в конце апреля Правительство РФ поручило Министерству экономического развития РФ, Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству образования и науки РФ, а также ФТС России рассмотреть эти предложения и вынести свои заключения.

Чиновники, представители компаний-правообладателей и импортеры обсуждали вопрос о либерализации параллельного импорта на уже упоминавшемся ранее рабочем совещании под председательством Игоря Шувалова. Было отмечено, что это вопрос «стратегический и требующий детальной проработки», поэтому все участники согласились, что «не следует торопиться и надо выработать грамотную и согласованную позицию, а ведомствам и бизнесменам предложено доработать свои предложения». Следующее совещание по этому вопросу решено провести, как только станет понятно, что правообладатели и импортеры нашли какой-то компромисс.

Участники совещания пояснили, что окончательное решение по данной тематике будет приниматься в марте-апреле 2012 года. При этом в правительстве посчитали, что рассматривается очень сложный комплексный вопрос и его нельзя быстро решать, поскольку цена ошибки слишком велика. Некоторые эксперты посчитали, что такая затяжка с принятием решения обусловлена надеждами правительства на вступление России в ВТО до конца 2011 года. Сегодня задействованные в процессе чиновники всячески стремятся избежать осложнений переговоров, поскольку для зарубежных компаний вопрос интеллектуальной собственности является очень болезненным. К тому же в начале следующего года планируется принять дополнительные протоколы к соглашениям между Россией, Беларусью и Казахстаном по защите интеллектуальной собственности.

брендодержатели пока отдыхают

Бои с переменным успехом

Давно ни для кого не новость, что в России практически все брендовые вещи стоят значительно дороже, чем на Западе. Как ни странно, такому положению дел способствует отечественный закон, фактически запрещающий в нашей стране так называемый параллельный импорт. Практически на каждую нашу попытку хоть чуть-чуть изменить документ за рубежом реагируют очень болезненно и бурно. Практически сразу в ответ России начинают угрожать проблемами при вступлении в ВТО. В то же время на другой чаше весов находятся интересы большинства отечественных потребителей и вопросы создания в стране условий для свободной конкуренции.

Для лучшего понимания происходящего следует еще раз отметить, что при импорте брендированной продукции в мировой практике применяются два варианта защиты интеллектуальной собственности владельцев бренда – региональный и международный принципы исчерпания прав. В первом случае владелец бренда не теряет прав на товар и после того, как продал его. Поэтому продавать его продукцию могут только специально уполномоченные дилеры и только в определенном регионе. При втором варианте права владельца бренда заканчиваются в момент продажи товара. Далее покупатель может делать с ним все, что хочет, – как и в случае с обычной продукцией. Бесспорно, международный принцип выглядит разумнее. Однако он далеко не так распространен, как может показаться.

Отметим, что на региональном принципе владельцы брендов настаивают при выходе на развивающиеся рынки. Упор при этом делается на то, что таким образом производитель может защитить свой товарный знак в государстве, которое слабо контролирует вопросы защиты интеллектуальной собственности. Сегодня в России действует именно региональный принцип. При этом иностранные производители отнюдь не стремятся расширить число своих официальных дилеров в нашей стране. Часто такой дилер всего один, и при определенном стечении обстоятельств в ряде случаев дело может доходить даже до создания искусственного дефицита.

Именно сложившийся в России порядок ФАС и оценила как нарушение конкуренции. В результате служба, как уже отмечалось, и предложила поправить действующие законы, чтобы разрешить ввоз товаров в страну не только официальным дилерам, но и любым предпринимателям, кто законно приобрел товар. Начало процессу было положено в 2009 году, когда возникло так называемое дело о Porsche Cayenne, о котором «ТН» неоднократно упоминали.
Тогда на попытку компании «Генезис» ввезти в Россию непригодный для эксплуатации автомобиль марки Porsche Cayenne S фирма «Порше Руссланд», владеющая исключительной лицензией на использование в России товарных знаков Porsche и Сayenne, обратилась в таможню с жалобой. На основании ее таможня возбудила административное дело и выиграла его в Арбитражном суде Москвы. Автомобиль был конфискован по статье 14.10 КоАП («незаконное использование товарного знака»). Апелляционный и кассационный суды решение первой инстанции оставили без изменения. Тогда «Генезис» обратился с жалобой в Высший арбитражный суд (ВАС), где и нашел поддержку. ВАС не нашел в действиях импортера нарушений и постановил вернуть автомобиль.

Подобных дел в отечественной практике масса, с аналогичными жалобами в суд неоднократно обращались многие зарубежные компании. Так, в марте 2011 года Федеральный арбитражный суд Московского округа по иску Heineken запретил компании «Элитвода Ру» ввозить в Россию и продавать пиво Krusovice. По аналогичной причине судится с компанией «Элитвода Ру» Nestle, которая пытается добиться запрета на самостоятельный ввоз в Россию воды Perrier, Vittel и S.Pellegrino поставщиком, не имеющим на это от компании полномочий.

Как считают некоторые юристы, занимающиеся проблематикой параллельного импорта, до недавних пор таможенники и суды, конфискуя ввезенные неавторизованными импортерами товары, применяли правила статьи 14.10 КоАП неправомерно. По их мнению, она должна применяться только по отношению к контрафакту – товару, при производстве которого был незаконно использован чужой товарный знак. При этом юристы - сторонники ФАС указывают, что «товар, законно произведенный и введенный в оборот самим производителем либо с его согласия (оригинальный товар), но ввезенный без указания или согласия производителя на территорию иностранного государства для целей дальнейшей продажи не является контрафактным. Контрафактной является продукция, на которой незаконным образом размещены товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения, которые никакого отношения к ней не имеют, то есть речь идет о подделке. Соответственно, ФАС права, посчитав, что в России не должно быть привилегированных импортеров».

У каждого своя правда

В ответ «правильные» импортеры упирают на то, что запрет на параллельный импорт помогает правообладателям бороться с подделками, которых много в секторе алкоголя, одежды и частично бытовой техники. Они утверждают, что у большинства крупных производителей налажен прямой импорт – у них собственные склады и налажены поставки. С ними достаточно легко договориться о дистрибуции. При этом в дискуссионных спорах по данной теме особый акцент делается на тот факт, что ни на одном крупном мировом рынке параллельный импорт не разрешен. Это мотивируется тем, что с параллельными импортерами практически невозможно конкурировать, так как они в отличие от официальных дистрибьюторов не несли расходов на продвижение бренда и поэтому могут устанавливать цену на товар ниже.

Сторонники нынешней ситуации убеждены, что сейчас российское законодательство в области регулирования импорта адаптировано к международному, и менять его контрпродуктивно, поскольку это снизит инвестиционную привлекательность России для западных инвесторов. Они также считают, что отказ от действующего запрета приведет к серьезным последствиям для бизнеса иностранных производителей, открывших заводы в России по выпуску бытовой электроники. Наличие же параллельного импорта якобы делает для них бессмысленным дальнейшее развитие своего производства в России.

При этом эксперты недоумевают, почему ради борьбы с контрафактом алкоголя необходимо запрещать параллельный импорт дорогих автомобилей. Не говоря уж о том, что бороться должно все же государство с помощью закона и правоохранительной системы, а не владелец бренда путем ограничения конкуренции и установления монопольно высоких цен. Столь же неясно, почему правообладателя должна беспокоить справедливость распределения трат на рекламу его продукции между дилерами – в конце концов, ему важна собственная прибыль, а не заработок посредников.

С другой стороны, эксперты отмечают, что далеко не все зарубежные производители, даже среди имеющих свои предприятия в России или чья продукция без их согласия ввезена и распространяется на российской территории, прибегает к подобным способам защиты. Например, до сих пор не было выявлено никаких препятствий параллельному импорту со стороны владельцев компаний Mercedes, Coca-Cola или Danone. Похоже, что постепенно дело все же идет к отмене запрета, но она произойдет не скоро, а возможно, даже частичной. Как отметил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, позиция службы «объявлена уже давно, и она не изменялась. Мы выступаем за отмену запрета на параллельный импорт, но не сразу, а поэтапно». По его словам, «поэтапность необходима, чтобы определить, каких производителей затронет изменение законодательства. Параллельный импорт касается абсолютно всех групп товаров. Но официальные поставщики есть не у каждой, поэтому здесь нужна ясность».

Идею переноса обсуждения вопроса о параллельном импорте на будущую весну поддержали все участники спора. Они посчитали, что, кроме создания проблемы с вступлением в ВТО, быстрое принятие решения также может нанести удар по зарубежным компаниям, которые открыли в последние годы в России заводы по выпуску бытовой электроники. Некоторые эксперты полагают, что компромисс, похоже, будет касаться именно сроков и этапов отмены запрета на параллельный импорт в разных секторах. Сторонники отмены убеждены, что либерализация параллельного импорта может улучшить состояние российской конкурентной среды, а у потребителя появится право выбора приобрести один и тот же оригинальный товар за «дорого» и «не очень».

Инга ЕГОРОВА

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 28 сентября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Оформляем в электронном виде

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в прошлом году было дальнейшее развитие передовых информационных технологий. В рамках этой работы проводился эксперимент, целью которого было внедрение в практику таможенных органов региона технологии, предусматривающей декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) в электронной форме.

 14 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Нужно отстаивать свои интересы

Сфера нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вновь стоит на перепутье. Причиной очередного витка глобальных изменений является вхождение России, причем уже не на словах, а на деле, в общее экономическое пространство со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 13 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog