Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Бизнес подводят под категории

В рамках системы управления рисками ФТС России реализован субъектно-ориентированный подход категорирования участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые в настоящее время делятся на две категории: в первую попали те, кто имеет низкий уровень риска, во вторую - все остальные. Об этом корреспонденту TKS.RU Ольге Заикиной сообщил начальник Управления рисков и оперативного контроля (УР и ОК) ФТС России Вячеслав Голоскоков.

Рассказывая о принятой службой новой модели категорирования участников ВЭД, он отметил, что сейчас существуют две системы. Они предусматривают «отраслевой» подход и автоматическое категорирование. Первая строится на основе заявительного порядка и применяется при анализе деятельности лиц, осуществляющих производственную деятельность, в том числе промышленную сборку транспортных средств, импорт мясной или рыбной продукции, а также экспорт продукции собственного производства.

В рамках «отраслевого» подхода к категории низкого уровня отнесено около 270 организаций. Их перечень приведен в соответствующих приказах ФТС России: от 26.09.2011 № 1945 (автопроизводители), от 04.02.2013 № 202 (производственные предприятия), 26.06.2013 № 1179 (импортеры рыбной продукции), от 02.04.2013 № 626 (импортеры мясной продукции), от 29.12.2012 № 267 (экспортеры товаров собственного производства без вывозных пошлин). Автоматическое категорирование применяется при анализе деятельности организаций, которые осуществляют импорт товаров. По итогам прошлого года таковых насчитывалось свыше 67 тыс. Из них лишь немногим более двух тысяч отнесены к категории низкого уровня риска.

В основу системы категорирования участников ВЭД положены такие важные принципы, как полная автоматизация оценки деятельности участника ВЭД; централизация работы, то есть расчет уровня риска производится только ФТС России; исключение субъективного подхода, когда человек не может повлиять на результаты; оценка деятельности участника ВЭД на регулярной основе (раз в квартал); оперативное изменение категории уровня риска (на данный момент раз в квартал).

Полная автоматизация оценки деятельности участника ВЭД означает, что все данные берутся из имеющихся текущих баз данных. При этом никаких дополнительных запросов информации не производится. При анализе используются сразу несколько информационных ресурсов: Центральный реестр субъектов ВЭД, АИС «Правоохрана», КПС «Постконтроль», ИАС «Тарифы-1», и три базы данных - деклараций на товары, валютного контроля и фиксации задолженности участников ВЭД.

Процесс происходит следующим образом: из определенной базы данных берется нужная информация, на основе которой по алгоритму рассчитывается уровень риска. Учитываются 40 критериев, характеризующих участника ВЭД (приказ ФТС России от 26.03.2013 № 589), методики расчета критериев и весовых коэффициентов (приказ ФТС России от 26.03.2013 № 590дсп) и порядок проведения анализа информации об участниках ВЭД (приказ от 20.06.2013 № 1139дсп). Два последних приказа предназначены для служебного пользования, но Вячеслав Голоскоков допускает возможность их раскрытия в будущем.

Говоря о системах, он пояснил, что ФТС России старается развивать их в конкуренции. Такой подход позволит понять, какая из них лучше. Однако в службе склоняются к тому, что в итоге будет создан некий гибрид, в котором объединят все лучшее, что есть в обеих системах. Главное, чтобы он в полной мере учитывал все имеющиеся критерии. Таковых сейчас используется 40. Они разделены на две большие группы.

В первую вошли общие показатели, характеризующие деятельность самого участника ВЭД: размер уставного капитала; период осуществления внешнеэкономической деятельности; наличие «офшорных» контрактов и непрямые поставки; задолженность по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; информация из налоговых органов; статус уполномоченного экономического оператора и другие.

Во вторую - критерии, характеризующие результаты таможенного контроля в отношении участника ВЭД: сопоставительный анализ основных индикаторов риска; динамика индекса таможенной стоимости и таможенных платежей; результативность применения СУР; выявленные правонарушения; наличие решений по классификации товаров; факты отзыва или отказа в выпуске ДТ и другие. Как сообщил начальник УР и ОК, сейчас готовится проект нового приказа ФТС России, в котором будет уже 43 критерия. К ныне действующим добавят три новых, а некоторые из имеющихся актуализируют.

Процесс пошел

Определенный интерес представляет процедура категорирования импортеров. Как уже отмечалось, через нее проходят свыше 67 тыс. компаний. Сначала из них выделяются те, кто имеет своего рода историю: занимаются внешнеэкономической деятельностью год и/или выпустили не менее 100 деклараций на товары (ДТ). На данный момент, как уточнил Вячеслав Голоскоков, условиям проведения категорирования соответствуют 5099 импортеров, или 7,5% от их общего числа. Каждого из них таможня просчитывает по 40 критериям. Первоначально расчет по всем базам длился трое суток, сейчас - шесть часов. Это позволяет перейти на периодичность оценки деятельности участника ВЭД раз в месяц. Сегодня она проводится раз в квартал.

Также определены показатели для применения «двухканального» категорирования участников ВЭД в рамках системы управления рисками (СУР). Для организаций низкого уровня риска доля партий товаров (при импорте), к которым применялся таможенный досмотр, в четвертом квартале 2013 года составила 0,7%, что в 10 раз меньше, чем в 2012 году, проводилась таможенная экспертиза – 0,13% (снижение в два раза), запрашивались дополнительные документы и сведения – 1,3% (в 11 раз меньше).

При этом пока не удалось существенно ускорить выпуск товаров. В среднем при импорте он составляет 12,1 часа (снижение в 1,3 раза), при экспорте – 2,1 часа (в 1,8 раза). Таможенники объясняют это объективными факторами. Так, технология таможенного контроля предусматривает 100-процентную проверку документов и сведений, а также обязательную проверку таможенной стоимости ввозимых товаров. Дело в том, что действующие нормативные документы, пояснил начальник управления, независимо от наличия или отсутствия риска требуют от должностного лица принятия таможенной стоимости по каждой партии товара. В последнее время в этом вопросе наметился некий сдвиг в сторону того, что проверку таможенной стоимости следует оставить только в рамках СУР.

Для изучения недостатков «двухканальной» системы категорирования участников ВЭД ФТС России с 3 декабря 2013-го по 31 марта 2014 года провела эксперимент с импортерами рыбной продукции. Данный выбор был обусловлен тем, что этот рынок узок, структурирован и достаточно хорошо контролируется за счет того, что у таможенников есть список участников ВЭД с низким уровнем риска. Участников разделили на пять категорий: стабильно низкий, низкий, умеренный, высокий и очень высокий уровень риска.

Из 306 импортеров рыбной продукции, которые суммарно выпустили 8716 ДТ, стабильно низкий уровень риска имеют 37 (12%, доля ДТ – 42,1%), низкий – 6 компаний (2%, доля ДТ – 1,9%), умеренный – 199 (38%, доля ДТ – 50,2%), высокий – 62 (20%, доля ДТ – 5,2%), очень высокий – 2 (0,7%, доля ДТ – 0,7%). Также в рамках эксперимента учитывали другие показатели, например количество таможенных досмотров, изменение срока выпуска товаров. При подведении итогов было установлено, что реальные изменения произошли только в отношении участников ВЭД со стабильно низким и низким уровнями риска, на остальных категориях эта работа почти не отразилась.

Общие результаты применения СУР в рамках эксперимента Вячеслав Голоскоков определил как противоречивые. Так, получило подтверждение то, что таможенники знали до того: участники рыбного рынка подвержены мимикрии. В период проведения эксперимента даже в таком узком секторе, как импорт рыбы, появилось 90 новых организаций. Все они, естественно, попали в категорию участников ВЭД с очень высоким уровнем риска. В целом эксперимент не был однозначно признан удачным или неудачным. Стало лишь понятно, что стабильно низкий и низкий уровень риска должны быть объединены в одну категорию, как это подсказывает международный опыт.

При этом представитель службы пояснил, что Сборник по управлению рисками Всемирной таможенной организации (WCO Customs Risk Management Compendium) предусматривает четыре категории уровня риска: низкий (к нему относятся участники ВЭД, которые добровольно действуют в соответствии с законодательством); средний или умеренный (объединяет тех, кто хоть и не всегда успешно, но пытается действовать в соответствии с законодательством); высокий (участники ВЭД, избегающие исполнения законодательства, если это возможно) и очень высокий (здесь собраны те, кто намеренно не соблюдает законодательство). Из приведенных неформализованных терминов, которыми пользуются и с которыми успешно работают таможенные службы других стран, следует, что за рубежом есть четкое представление о тех, кто стоит за определениями «участник ВЭД, который добровольно действует в соответствии с законодательством» и «участник ВЭД, который никогда не соблюдает законодательство».

Модель для СУР

Определить ситуацию на рынке, по мнению начальника УР и ОК, позволяет субъектно-дифференцированная модель применения системы управления рисками. Она разрабатывалась с учетом того, что будет подаваться только ДТ, никаких документов, помимо нее, подано не будет и все индикаторы риска на этапе декларирования таможенники будут получать только на основании анализа декларации. Решение о наличии или отсутствии риска принимается на основе полученных данных. В основу модели положены риски, которые формируются в самой товарной партии, но объем и способы применения по их минимизации определяются статусом участника рынка. В данном случае риск – это вероятность наступления негативного события, которое влияет на степень выполнения таможенного законодательства или на степень достижения целей таможенного контроля. Она зависит от различных факторов.

Самым серьезным из них таможенники считают так называемый уровень рисковости лица. Поэтому в отношении категории лиц низкого уровня риска они полагают целесообразным применение до выпуска товаров только профилей риска по запретам и ограничениям, а также правоохранительных и целевых. Последние применяются в отношении конкретных лиц или партий товара по результатам тщательного анализа. Сегодня их эффективность составляет 75%. Все остальные меры по минимизации рисков, сформированные профилем, переносятся на этап после выпуска товаров, когда ДТ передают в функциональное подразделение, которое «закрывает» профиль риска, то есть анализирует совокупность данных.

Умеренный уровень отличается от низкого тем, что распределение мер по минимизации рисков между этапом до выпуска и после выпуска товаров производится на основании генератора случайных чисел, который обладает положительной и отрицательной «памятью». Он ухудшает положение участника ВЭД в случае, - если в отношении него таможенники отработали меры по минимизации рисков до выпуска товаров и получили результат, если не получили результата, то положение участника ВЭД улучшается.

К компаниям с высоким уровнем риска до выпуска товаров применяются все профили и 100-процентный документальный контроль, а после выпуска – мониторинг деятельности лица, анализ результатов таможенного контроля. К участникам ВЭД очень высокого уровня риска применяется 100-процентный документальный и фактический контроль всех партий товаров без профилей риска, после выпуска – мониторинг деятельности лица и анализ результатов таможенного контроля.

К настоящему моменту таможенники провели категорирование 67,8 тыс. импортеров. В зависимости от уровня риска выделены четыре группы. В первую вошли участников ВЭД с низким уровнем риска. Таковых оказалось 2017, или 3% общего количества, на которых приходится 38% декларационного массива. Умеренный уровень риска имеют 57 854 участника ВЭД (80%), они формируют 47% рынка; высокий уровень риска у 7380 участников ВЭД (11%), их доля декларационного массива - 12%; очень высокий уровень риска получили 490 участников ВЭД (1%), доля ДТ – 3%.

Основными условиями, позволившими присвоить категорию низкого уровня риска, являлись определенное количество выпущенных ДТ (более 100) и срок ведения внешнеэкономической деятельности - более года; преобладание позитивных критериев (по сумме баллов) над негативными. Категорию умеренного уровня риска ставили в случае выпуска более 100 ДТ и срока ВЭД более года, но при незначительном преобладании негативных критериев над позитивными, а также если было выпущено менее 100 ДТ и/или срок ВЭД был менее одного года и при этом отсутствовали следующие факты: дела об административных правонарушениях со значительными суммами штрафов, значимые результаты СУР, невозможность проведения контроля после выпуска товаров, решения по классификации товаров со значительными суммами доначислений. Также требовалось выполнение ряда условий: уставный капитал компании должен превышать 500 тыс. рублей, период работы - 6 месяцев; отсутствовали условия для высокой и очень высокой категорий уровня риска.

Условиями присвоения категории высокого уровня риска, как сообщил представитель ФТС России, являются существенное преобладание негативных критериев над позитивными; наличие одного из следующих фактов: дела об АП с внушительными суммами штрафов, значимые результаты СУР, невозможность проведения контроля после выпуска товаров, решения по классификации товаров с большими суммами доначислений, уставный капитал менее 500 тыс. рублей и период работы менее 6 месяцев. Категория очень высокого уровня риска присваивается при существенном преобладании негативных критериев над позитивными; наличии следующих систематических фактов: дела об АП с внушительными суммами штрафов, значимые результаты СУР, невозможность проведения контроля после выпуска товаров, решения по классификации товаров, предполагающие существенные доначисления, а также не соблюдены условия для категории высокого уровня риска.

Надеемся на лучшее

Сейчас средний срок выпуска товаров при импорте составляет 9 часов. Вячеслав Голоскоков надеется, что применение субъектно-дифференцированной модели СУР позволит снизить его в два раза – до 4,5 часа, а для низкого уровня риска в 27 раз – до 5–20 минут. С момента подачи и регистрации декларации процесс должен проходить без задержек: после проведения форматно-логического контроля и проверки платежей при отсутствии рисков ДТ следует незамедлительно выпускать.

В рамках совершенствования научно-методической базы СУР таможенники планируют разработать и внедрить математическую модель автоматизированного категорирования участников ВЭД по четырем уровням риска, разработать на базе стандартов Всемирной таможенной организации и международных стандартов риск-менеджмента актуализированную концепцию СУР в таможенных органах РФ, подготовить Сборник по управлению рисками в таможенных органах РФ, создать Методику измерения уровня соблюдения таможенного законодательства, без которой невозможно обеспечить адекватность СУР, то есть обеспечить минимальный и достаточный контроль.

Кроме того, запланировано провести автоматизацию выявления рисков при завершении таможенного транзита, помещении товаров на временное хранение, выпуске товаров до подачи декларации (для уполномоченных экономических операторов), перемещении товаров в МПО и экспресс-перевозчиками. Предстоит повысить информационную безопасность сведений о СУР и степень автоматизации процесса выявления рисков, снизить количество неавтоматических профилей рисков, подготовить СУР к реализации технологии автоматического выпуска ДТ, не имеющих признаков риска.

Также в планах разработка автоматизированных технологий СУР при реализации проектов «Зеленый коридор». Начальник УР и ОК отметил, что их собираются реализовать со многими странами, в частности с Евросоюзом, который хочет организовать единую технологию «Зеленый коридор» в рамках всего ЕС, причем с участием европейских уполномоченных экономических операторов. В мае была одобрена новая редакция концепции СУР (ее первая редакция принята в 2003 году), которая станет теоретической основой для дальнейшего развития системы. В ближайшее время в отдельно взятой таможне предполагается провести эксперимент по всей номенклатуре товаров. Это позволит на деле сформировать доказательную базу эффективности (или неэффективности) субъектно-дифференцированной модели СУР.

Особое внимание будет уделено унификации системы управления рисками в рамках Таможенного союза (ТС). Эта работа проводится с октября 2010 года. На сегодня уже есть Концепция СУР ЕАЭС, а также унифицированы стоимостные индикаторы рисков в отношении 5600 подсубпозиций ТН ВЭД ТС, индикаторы риска заявления недостоверных сведений о стране происхождения отдельных товаров и уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины, индикаторы риска по недостоверной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Решениями Объединенной коллегии утверждены перечень мер по минимизации рисков, перечень типовых исключений из области риска, перечень результатов применения мер по минимизации рисков, формы отчетности о результатах применения системы управления рисками и иные документы, способствующие единообразному применению СУР на всей территории ТС. Все перечисленное призвано обеспечить единообразное применение СУР на территории трех стран Союза.

Подготовил Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 13 октября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog