Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

Суд Евразийского экономического союза установил, что Белоруссия не полностью исполняет договор об обеспечении свободы движения товаров.

Изменения в законодательство в сфере таможенного регулирования, касающиеся ввоза на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, по ставке ниже действующего таможенного тарифа, будут способствовать более справедливой конкуренции на едином рынке Евразийского союза. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

/ Статьи

Таможенные представители: коррекция судьбы...

Последние два месяца на каждом совещании у руководства страны, посвященном инвестиционной привлекательности России и проблемам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), не обходится без критики таможенного администрирования в нашей стране. При этом акцент делается на необходимость неукоснительного соблюдения графика исполнения подпроектов, которые заложены в «Дорожной карте». Она утверждена распоряжением Правительства РФ № 1125-р от 29.06.2012 и содержит план мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования в России. Тем самым ей придан статус государственной программы.

Прежде чем анализировать, каким образом после выхода в свет изменится жизнь бизнеса, осуществляющего деятельность в сфере ВЭД, окинем взглядом последние два десятилетия. Для примера, характеризующего нынешнюю ситуацию в данной сфере, необходимо привести искрометную фразу председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на прошедшей недавно встрече с представителями рабочих групп по дерегулированию экономики в рамках реализации дорожных карт: «Все, что делает государство, всегда скучно и бездарно, мы же с вами знаем»…

 А нам и нескучно…

Итак, начнем... Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) образца 1991 года – это, по сути, первый отечественный законодательный акт в области таможенного регулирования на постсоветском пространстве, который подвергался постоянной критике за необходимость принятия дополнительного массива различного рода ведомственных нормативных актов, разъясняющих его нормы и порядок их практического применения.

рейтинг таможенных представителейК началу 2000-х критическая масса такого рода документов превзошла все мыслимые пределы. Да и благодаря бурному развитию в нашей стране внешней торговли подошло время ее интеграции в международные правила таможенного администрирования.

Новый Таможенный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 2004 года, сразу заявлялся его авторами в сегменте законов прямого действия, требующих лишь ограниченного перечня ведомственных приказов. Чем все кончилось на деле, мы прекрасно знаем. Затем был процесс адаптации таможни и бизнеса к требованиям начавшего действовать с 6 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). В конце того же года заработал закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Сейчас законодательство в данной сфере причесывают под нормы и правила Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и ВТО. Все это должно будет сочетаться с теперь уже государственной программой совершенствования таможенного администрирования в рамках упомянутой выше «Дорожной карты».

Для полноты восприятия вспомним и те процессы, свидетелями и участниками которых мы были, не вдаваясь в детали, оценим лишь общие тенденции, которым мы следовали. Сначала акцент был сделан на таможенное оформление во внутренних таможнях, затем его вынесли на границы ТС. Еще недавно таможенно-лигистические терминалы строили внутри страны, теперь их возводим вблизи границы, причем на условиях государственно-частного партнерства.

Параллельно в самой ФТС России появился новый тренд: один субъект - одна таможня. Сначала говорили о необходимости передачи таможенным органам в регионах широких полномочий – затем взяли курс на их узкую специализацию и ограничение компетенции. Раздуваем правоохранительный блок - сокращаем... Под нож уже пошли региональные оперативные таможни, реформу начали с Северо-Запада.

До сих пор не прекратилась чехарда с использованием при уплате таможенных платежей микропроцессорных пластиковых карт. Еще недавно в фаворе было ООО «Таможенная карта», затем его с олимпа сместило ООО «Таможенная платежная система», вскоре также оказавшееся в немилости у ФТС России. Теперь в свет вышло письмо таможенной службы от 20.07.2012 № 01-11/34147. В нем говорится о необходимости исполнения таможенными органами пунктов 1.1 и 1.2 предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 05.05.2012 по делу № 1 15/11-12. Таможенникам фактически приказано «не допускать отказов в приеме таможенных карт, эмитированных кредитными организациями, заключившими договор об их эмиссии с ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система». После нескольких лет противостояния в споре за таможенные платежи победила дружба!

Все перечисленное происходило на фоне постоянного реформирования таможенных органов всех уровней и постоянно меняющейся их организационно-штатной структуры. Похоже, должностные лица таможенных органов давно уже смирились со своим нахождением за штатом в течение значительного периода служебной деятельности. Ничего себе нарисовалась картина… Пожалуй, не до грусти будет.

Система компромиссов

Если сравнивать первоначальные редакции «Дорожной карты», особенно те, что предлагало бизнес-сообщество, и ее окончательный вариант, подписанный председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, получится классика жанра ведения переговоров в стиле: «худой мир лучше хорошей войны»…

Для лучшего понимания различия подходов бизнеса и чиновников к данной проблеме показателен пример с разделом 3. В нем определены основные направления развития института таможенных представителей. Рассмотрим приведенную ниже сравнительную таблицу. В левой колонке то, что предлагали деловые круги, в правой - принятый вариант документа.

дорожная карта таможенного администрирования

Изложенное выше наглядно демонстрирует, сколь серьезной правке не в пользу бизнеса подвергся текст «Дорожной карты» в ходе его согласований с государственными органами. Главное - четко просматриваемый отказ от введения предложенного бизнес-сообществом саморегулирования деятельности (СРО) таможенных представителей. При этом ТПП РФ, «Опора России», «Деловая Россия», РСПП и Минэкономразвития активно поддержали данную идею. Видимо, для ФТС России было принципиально важно исключить пункт о саморегулировании таможенных представителей из мероприятий по реализации подпроектов «Дорожной карты».

Почему нет?

Рвением, с каким представители ФТС РФ боролись против саморегулирования деятельности таможенных представителей, говорит само за себя. Дело в том, что идеология саморегулирования, закладываемая профессиональным бизнесом, предполагала изъять возможность таможенной службы напрямую вести Реестр таможенных представителей, а значит, и возможность исключать компании их этого перечня по часто формальным и надуманным основаниям.

В качестве своего рода компенсации таможенным ведомством было предложено послабление по линии административной ответственности. Однако из утвержденной редакции изъят и весьма жизнеутверждающий для бизнеса пункт 3.2 «Исключение в качестве условия для включения в Реестр ТП отсутствия фактов неоднократного административного правонарушения». По мнению его авторов, он бы мог служить весомым аргументом, компенсирующим необходимость саморегулирования.

Сейчас Реестр ТП, судя по условиям включения в него, – отличный и очень действенный инструмент в руках ФТС России для удержания бизнеса на коротком поводке. В этом смысле саморегулирование могло стать мерой, значительно снижающей административное влияние на деятельность таможенных представителей, когда даже судебные тяжбы ложились бы на плечи самой СРО, а не отдельно взятой организации.

Весь этот опыт мы сейчас учитываем в изменении законодательства по введению обязательного саморегулирования транспортно-экспедиторской деятельности. Здесь ситуация прямо противоположная. Рынок в данной сфере развивается стихийно, клиенты не защищены от произвола нечистых на руку предпринимателей, повсюду шныряет огромное количество всякого рода псевдоэкспедиторов, с сервисом, не отвечающим даже самым низким стандартам.

Но и в вопросе саморегулирования таможенных представителей точка пока не поставлена. «Дорожная карта» призвана сократить время таможенного оформления и уменьшить количество документов для таможенных целей. Отсутствие же в принятых подпроектах положения о саморегулировании таможенных представителей никоим образом не влияет на понимание необходимости его введения в дальнейшем.

Вопросы реализации

Главный вопрос, который сейчас беспокоит бизнес в сфере таможенного дела и ВЭД, – это то, как будут реализовываться подпроекты «Дорожной карты». Важно отметить, что главное заключается даже не в соблюдении государственными органами установленных сроков их выполнения. Основным фактором является возможность участия бизнеса в оценке и обсуждении принимаемых госорганами мер. В противном случае даже самые прогрессивные и эффективные из них могут быть интерпретированы в интересах удобства менеджмента самих органов власти. Если такое произойдет, они никак не повлияют на улучшение технологий в организации таможенного дела и положение профессионального бизнеса.

При составлении очередного полугодового отчета о ситуации на рынке таможенных представителей с удивлением обнаружил: для того чтобы узнать реальное количество таможенных представителей, включенных в реестры государств - членов Таможенного союза, вовсе недостаточно открыть официальный сайт Таможенного союза, нужно также проделать дополнительные интернет-манипуляции.

Оказалось, что добросовестно к исполнению государственной функции по ведению данных реестров относится только ФТС России. То есть на официальном информационном пространстве Таможенного союза, призванном оперативно информировать о всех изменениях, данные о таможенных представителях Беларуси и Казахстана приведены лишь по состоянию на период апрель–май 2011 года.

процент таможенных представителей

Рынок в стагнации

В таких условиях приходится работать с информацией, которая есть. Реестр таможенный представителей России на данный момент включает в себя 371 организацию. Последняя запись сделана 2 августа 2012 года. Согласно ей в документ включено ЗАО «РОСТЭК-ВЕСТ» (Смоленск).

Обратите внимание на изменение тренда. Видимо, в нынешних жестких условиях нахождения в бизнесе мы достигли пиковой отметки. Если откинуть порядка 40 РОСТЭКов, прекрасно чувствующих себя под поручительством головного ФГУПа, то получим реальную цифру.

Оказывается, что во всей нашей огромной стране зарегистрировано примерно 330 таможенных представителей, и еще не факт, что все они сегодня работают. Видимо, из-за нынешних условий регулирования рынка таможенных услуг в ближайшее время усиления на нем здоровой конкуренции ждать не приходится. Как результат, сегодня множество организаций, занимающихся таможенным оформлением по так называемым серым схемам, уже даже не стремятся хоть как-то легализоваться. Они удобно расположились в своей нише и тихо-мирно работают за печатью клиента.

Место под солнцем

Если в общей картине по Северо-Западу рассматривать долю таможенных представителей, являющихся членами НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД» (ГПУ ВЭД), можно с уверенностью констатировать прочность наших позиций на Балтийской и Санкт-Петербургской таможнях. Из ТОП-20 организаций по региону 13 компаний имеют членство в Гильдии. В рейтинге таможенного оформления на Балтийской таможне в первую двадцатку вошли 15 наших членов, на долю которых приходится более 60% от всех оформленных деклараций. Да и лидеры в общем рейтинге по региону не изменились: это, как и прежде, ООО «СЗТК», ООО «СТК» и ООО «Восход» (все члены Гильдии).

Если говорить о «брокерском проценте» деклараций, оформленных в таможнях Северо-Запада России, то, как следует из диаграммы, он соответствует отметке в 60%.

Роман КОЗЛОВ, директор НП «ГПУ ВЭД», специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 октября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog