Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В современном мире информационных технологий все больше компаний розничной торговли оптимизируют складские мощности для интернет-торговли. Недавний проект компании SSI Schäfer – склад для онлайн-ритейлера RedMart (Сингапур) – не исключение.

Борьба за потребителя, являющаяся основным двигателем мировой экономики, достигла своего апогея в условиях сегодняшнего мирового кризиса.

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

"Вопрос вхождения в ЕАЭС изучается всесторонне, обсуждаются все плюсы и минусы, прежде нужно ответить на ряд вопросов, в частности, что мы можем предложить рынку стран-участниц указанной организации, отвечает ли наша продукция уровню, установленному стандартами ЕАЭС, и будет ли обеспечена здоровая конкуренция", - сказалВ первый замначальника таможенной службы республики Хуршед Каримзода.

Вице-премьер Киргизии Олег Панкратов стал председателем Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в 2017 году. Соответствующее решение принято в пятницу на очередном заседании Совета ЕЭК, которое проходит в режиме конференц-связи.

Сигаретные пачки с новыми пугающими картинками, оповещающих о возможных последствиях курения, появятся в продаже во всех странах участницах Евразийского экономического союза уже с середины марта.

/ Статьи

Таможенные представители: коррекция судьбы...

Последние два месяца на каждом совещании у руководства страны, посвященном инвестиционной привлекательности России и проблемам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), не обходится без критики таможенного администрирования в нашей стране. При этом акцент делается на необходимость неукоснительного соблюдения графика исполнения подпроектов, которые заложены в «Дорожной карте». Она утверждена распоряжением Правительства РФ № 1125-р от 29.06.2012 и содержит план мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования в России. Тем самым ей придан статус государственной программы.

Прежде чем анализировать, каким образом после выхода в свет изменится жизнь бизнеса, осуществляющего деятельность в сфере ВЭД, окинем взглядом последние два десятилетия. Для примера, характеризующего нынешнюю ситуацию в данной сфере, необходимо привести искрометную фразу председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на прошедшей недавно встрече с представителями рабочих групп по дерегулированию экономики в рамках реализации дорожных карт: «Все, что делает государство, всегда скучно и бездарно, мы же с вами знаем»…

 А нам и нескучно…

Итак, начнем... Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) образца 1991 года – это, по сути, первый отечественный законодательный акт в области таможенного регулирования на постсоветском пространстве, который подвергался постоянной критике за необходимость принятия дополнительного массива различного рода ведомственных нормативных актов, разъясняющих его нормы и порядок их практического применения.

рейтинг таможенных представителейК началу 2000-х критическая масса такого рода документов превзошла все мыслимые пределы. Да и благодаря бурному развитию в нашей стране внешней торговли подошло время ее интеграции в международные правила таможенного администрирования.

Новый Таможенный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 2004 года, сразу заявлялся его авторами в сегменте законов прямого действия, требующих лишь ограниченного перечня ведомственных приказов. Чем все кончилось на деле, мы прекрасно знаем. Затем был процесс адаптации таможни и бизнеса к требованиям начавшего действовать с 6 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). В конце того же года заработал закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Сейчас законодательство в данной сфере причесывают под нормы и правила Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и ВТО. Все это должно будет сочетаться с теперь уже государственной программой совершенствования таможенного администрирования в рамках упомянутой выше «Дорожной карты».

Для полноты восприятия вспомним и те процессы, свидетелями и участниками которых мы были, не вдаваясь в детали, оценим лишь общие тенденции, которым мы следовали. Сначала акцент был сделан на таможенное оформление во внутренних таможнях, затем его вынесли на границы ТС. Еще недавно таможенно-лигистические терминалы строили внутри страны, теперь их возводим вблизи границы, причем на условиях государственно-частного партнерства.

Параллельно в самой ФТС России появился новый тренд: один субъект - одна таможня. Сначала говорили о необходимости передачи таможенным органам в регионах широких полномочий – затем взяли курс на их узкую специализацию и ограничение компетенции. Раздуваем правоохранительный блок - сокращаем... Под нож уже пошли региональные оперативные таможни, реформу начали с Северо-Запада.

До сих пор не прекратилась чехарда с использованием при уплате таможенных платежей микропроцессорных пластиковых карт. Еще недавно в фаворе было ООО «Таможенная карта», затем его с олимпа сместило ООО «Таможенная платежная система», вскоре также оказавшееся в немилости у ФТС России. Теперь в свет вышло письмо таможенной службы от 20.07.2012 № 01-11/34147. В нем говорится о необходимости исполнения таможенными органами пунктов 1.1 и 1.2 предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 05.05.2012 по делу № 1 15/11-12. Таможенникам фактически приказано «не допускать отказов в приеме таможенных карт, эмитированных кредитными организациями, заключившими договор об их эмиссии с ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система». После нескольких лет противостояния в споре за таможенные платежи победила дружба!

Все перечисленное происходило на фоне постоянного реформирования таможенных органов всех уровней и постоянно меняющейся их организационно-штатной структуры. Похоже, должностные лица таможенных органов давно уже смирились со своим нахождением за штатом в течение значительного периода служебной деятельности. Ничего себе нарисовалась картина… Пожалуй, не до грусти будет.

Система компромиссов

Если сравнивать первоначальные редакции «Дорожной карты», особенно те, что предлагало бизнес-сообщество, и ее окончательный вариант, подписанный председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, получится классика жанра ведения переговоров в стиле: «худой мир лучше хорошей войны»…

Для лучшего понимания различия подходов бизнеса и чиновников к данной проблеме показателен пример с разделом 3. В нем определены основные направления развития института таможенных представителей. Рассмотрим приведенную ниже сравнительную таблицу. В левой колонке то, что предлагали деловые круги, в правой - принятый вариант документа.

дорожная карта таможенного администрирования

Изложенное выше наглядно демонстрирует, сколь серьезной правке не в пользу бизнеса подвергся текст «Дорожной карты» в ходе его согласований с государственными органами. Главное - четко просматриваемый отказ от введения предложенного бизнес-сообществом саморегулирования деятельности (СРО) таможенных представителей. При этом ТПП РФ, «Опора России», «Деловая Россия», РСПП и Минэкономразвития активно поддержали данную идею. Видимо, для ФТС России было принципиально важно исключить пункт о саморегулировании таможенных представителей из мероприятий по реализации подпроектов «Дорожной карты».

Почему нет?

Рвением, с каким представители ФТС РФ боролись против саморегулирования деятельности таможенных представителей, говорит само за себя. Дело в том, что идеология саморегулирования, закладываемая профессиональным бизнесом, предполагала изъять возможность таможенной службы напрямую вести Реестр таможенных представителей, а значит, и возможность исключать компании их этого перечня по часто формальным и надуманным основаниям.

В качестве своего рода компенсации таможенным ведомством было предложено послабление по линии административной ответственности. Однако из утвержденной редакции изъят и весьма жизнеутверждающий для бизнеса пункт 3.2 «Исключение в качестве условия для включения в Реестр ТП отсутствия фактов неоднократного административного правонарушения». По мнению его авторов, он бы мог служить весомым аргументом, компенсирующим необходимость саморегулирования.

Сейчас Реестр ТП, судя по условиям включения в него, – отличный и очень действенный инструмент в руках ФТС России для удержания бизнеса на коротком поводке. В этом смысле саморегулирование могло стать мерой, значительно снижающей административное влияние на деятельность таможенных представителей, когда даже судебные тяжбы ложились бы на плечи самой СРО, а не отдельно взятой организации.

Весь этот опыт мы сейчас учитываем в изменении законодательства по введению обязательного саморегулирования транспортно-экспедиторской деятельности. Здесь ситуация прямо противоположная. Рынок в данной сфере развивается стихийно, клиенты не защищены от произвола нечистых на руку предпринимателей, повсюду шныряет огромное количество всякого рода псевдоэкспедиторов, с сервисом, не отвечающим даже самым низким стандартам.

Но и в вопросе саморегулирования таможенных представителей точка пока не поставлена. «Дорожная карта» призвана сократить время таможенного оформления и уменьшить количество документов для таможенных целей. Отсутствие же в принятых подпроектах положения о саморегулировании таможенных представителей никоим образом не влияет на понимание необходимости его введения в дальнейшем.

Вопросы реализации

Главный вопрос, который сейчас беспокоит бизнес в сфере таможенного дела и ВЭД, – это то, как будут реализовываться подпроекты «Дорожной карты». Важно отметить, что главное заключается даже не в соблюдении государственными органами установленных сроков их выполнения. Основным фактором является возможность участия бизнеса в оценке и обсуждении принимаемых госорганами мер. В противном случае даже самые прогрессивные и эффективные из них могут быть интерпретированы в интересах удобства менеджмента самих органов власти. Если такое произойдет, они никак не повлияют на улучшение технологий в организации таможенного дела и положение профессионального бизнеса.

При составлении очередного полугодового отчета о ситуации на рынке таможенных представителей с удивлением обнаружил: для того чтобы узнать реальное количество таможенных представителей, включенных в реестры государств - членов Таможенного союза, вовсе недостаточно открыть официальный сайт Таможенного союза, нужно также проделать дополнительные интернет-манипуляции.

Оказалось, что добросовестно к исполнению государственной функции по ведению данных реестров относится только ФТС России. То есть на официальном информационном пространстве Таможенного союза, призванном оперативно информировать о всех изменениях, данные о таможенных представителях Беларуси и Казахстана приведены лишь по состоянию на период апрель–май 2011 года.

процент таможенных представителей

Рынок в стагнации

В таких условиях приходится работать с информацией, которая есть. Реестр таможенный представителей России на данный момент включает в себя 371 организацию. Последняя запись сделана 2 августа 2012 года. Согласно ей в документ включено ЗАО «РОСТЭК-ВЕСТ» (Смоленск).

Обратите внимание на изменение тренда. Видимо, в нынешних жестких условиях нахождения в бизнесе мы достигли пиковой отметки. Если откинуть порядка 40 РОСТЭКов, прекрасно чувствующих себя под поручительством головного ФГУПа, то получим реальную цифру.

Оказывается, что во всей нашей огромной стране зарегистрировано примерно 330 таможенных представителей, и еще не факт, что все они сегодня работают. Видимо, из-за нынешних условий регулирования рынка таможенных услуг в ближайшее время усиления на нем здоровой конкуренции ждать не приходится. Как результат, сегодня множество организаций, занимающихся таможенным оформлением по так называемым серым схемам, уже даже не стремятся хоть как-то легализоваться. Они удобно расположились в своей нише и тихо-мирно работают за печатью клиента.

Место под солнцем

Если в общей картине по Северо-Западу рассматривать долю таможенных представителей, являющихся членами НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД» (ГПУ ВЭД), можно с уверенностью констатировать прочность наших позиций на Балтийской и Санкт-Петербургской таможнях. Из ТОП-20 организаций по региону 13 компаний имеют членство в Гильдии. В рейтинге таможенного оформления на Балтийской таможне в первую двадцатку вошли 15 наших членов, на долю которых приходится более 60% от всех оформленных деклараций. Да и лидеры в общем рейтинге по региону не изменились: это, как и прежде, ООО «СЗТК», ООО «СТК» и ООО «Восход» (все члены Гильдии).

Если говорить о «брокерском проценте» деклараций, оформленных в таможнях Северо-Запада России, то, как следует из диаграммы, он соответствует отметке в 60%.

Роман КОЗЛОВ, директор НП «ГПУ ВЭД», специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 октября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

E-commerce совершенствует складскую логистику

В современном мире информационных технологий все больше компаний розничной торговли оптимизируют складские мощности для интернет-торговли. Недавний проект компании SSI SchГ¤fer – склад для онлайн-ритейлера RedMart (Сингапур) – не исключение.

 23 января 2017 / Логистика

В России набирает обороты сегмент «Light Industrial»

Борьба за потребителя, являющаяся основным двигателем мировой экономики, достигла своего апогея в условиях сегодняшнего мирового кризиса.

 19 января 2017 / Логистика

Следует избегать ошибок

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

 18 января 2017 / Таможня

Игрушки прячутся от экспертизы

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. В«ИзвестиямВ» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 16 января 2017 / Таможня

ГЛОНАСС ограничит импорт иномарок

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

 12 января 2017 / Таможня

Следует избегать ошибок

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

 18 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Игрушки прячутся от экспертизы

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. В«ИзвестиямВ» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 16 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

ГЛОНАСС ограничит импорт иномарок

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

 12 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Пассажиров проверят по ходу

Пассажиры поезда Москва – Берлин в скором времени будут проходить все виды пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения состава. Об этом сообщили в В«Федеральной пассажирской компанииВ», дочерней структуре ОАО В«РЖДВ», которая на данный момент занимается решением этого вопроса.

 11 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Вот и совместная граница пригодилась

В последнее время неожиданно выяснилось, что в Москве и Минске по-разному трактуют понятие В«открытая границаВ». Речь идет о той, что разделяет Россию и Беларусь. С недавних пор в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) она считается внутренней, поэтому таможенный контроль на ней не осуществляется.

 10 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog